?

Log in

Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
мои книги 
1-янв-2018 12:00 pm
Compas
Лев Математик и Философ. Сочинения, пер. с греч., комм., вступ. ст. Т. А. Сениной (монахини Кассии) (СПб.: Алетейя, 2017) (Новая византийская библиотека. Источники). 158 c. ISBN 978-5-906910-09-7

Лев Математик и Философ (790/800 – после 869 г.), один из выдающихся византийских ученых, глава Константинопольского Университета и руководитель интеллектуального кружка, несколько десятилетий преподавал в столице Византии поэзию, философию и точные науки, занимался исправлением текстов Платона и был одним из тех людей, благодаря которым до нас дошли сочинения античных авторов. У современников он стяжал славу добродетельного мудреца и прозорливца, хотя некоторые порицали его за слишком большое увлечение античной культурой, за что он получил прозвание Эллин.
К сожалению, немногие сочинения Льва дошли до нас и не все из них возможно приписать ему с высокой степенью точности. В настоящем издании вниманию читателя предлагается очерк жизни и творчества Льва и комментированный перевод нескольких его произведений: Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы, собрания эпиграмм и поэмы «Иов, или О беспечалии и терпении».
Книга предназначена для всех интересующихся литературой и культурой Византии.

Продается на Озоне и в других сетевых и обычных магазинах.

Содержание и часть текста можно посмотреть здесь.


Св. Кассия Константинопольская. Гимны, каноны, эпиграммы (Татьяна Сенина (монахиня Кассия). Кассия Константинопольская: жизнь
и творчество).
(Санкт-Петербург: Издательский проект «Квадривиум», 2015) (Byzantina) 496 c. ISBN 978-5-716406-47-6

Кассия Константинопольская — одна из немногих византийских женщин-писательниц, чьи сочинения дошли до нас. Она получила прекрасное образование, славилась красотой и едва не стала, согласно легенде, женой последнего иконоборческого императора Феофила, однако предпочла земному жениху Христа и основала в Константинополе монастырь, где была игуменьей и занималась литературным творчеством. Кассия сочиняла церковные гимны и каноны, многие из которых до сих пор используются в церковном богослужении. Она также является автором корпуса кратких эпиграмм, резюмирующих собой византийскую этику и посвященных самым разным аспектам человеческой жизни — разуму и глупости, дружбе и коварству, добродетелям и порокам, богатству и бедности, женскому нраву и красоте. Одни эпиграммы звучат вполне по-христиански, другие носят чисто светский характер, порой они заключают в себе несколько уровней смысла и представляют собой тонкую интеллектуальную игру.
В данном издании содержится подробный обзор жизни и творчества Кассии и комментированный перевод всего корпуса известных в настоящее время ее произведений; гимнографические сочинения даются также в переводе на церковнославянский. В приложении публикуются два богослужебных последования в честь св. Кассии и перевод статьи Г. Тильярда, посвященной музыкальному анализу ее гимнов.
Книга предназначена для всех интересующихся культурой и историей Византии.

Продается на Озоне и в других сетевых и обычных магазинах.

Содержание можно посмотреть здесь.


Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Том 1. Общ. ред. и вступ. статьи Т. А. Сениной (монахини Кассии). Переводчики и комментаторы: Т. А. Сенина, Д. Е. Афиногенов, Ю. Б. Мантова, Е. С. Иванюк (Санкт-Петербург: Квадривиум, Алетейя, 2015) (Byzantina) 832 c. ISBN 978-5-906792-42-6

Настоящее издание открывает серию переводов византийских агиографических текстов иконоборческой эпохи.
В первом томе публикуются русские переводы девяти пространных и трех кратких (синаксарных) житий, а также двух похвальных слов, описывающих деяния святых, чья жизнь приходится на вторую половину VIII — первую половину IX века. Это Феофан Сигрианский, Феофилакт Никомидийский, Прокопий Декаполит, Никита Мидикийский, Афанасий Павлопетрский, Евфимий Сардский, Иоанн Кафарский, Макарий Пелекитский, Иоанн Поливотский, Давид Митиленский, Симеон Митиленский, Георгий Митиленский, Иоанникий Великий и Феодор Эдесский. Большинство из них начали подвизаться в монашестве в конце VIII века и стали исповедниками иконопочитания в эпоху второго иконоборчества (815–843). Переводы публикуются впервые (за исключением Жития Никиты Мидикийского) и сопровождаются широким историческим и богословским комментарием. Их предваряет исторический обзор эпохи второго иконоборчества.
Книга предназначена для всех интересующихся агиографией, историей Византии в целом и византийского иконоборчества в частности.

Продается здесь и в других сетевых магазинах а также в обычных магазинах.

Содержание можно посмотреть здесь.


«Лев Преступник». Царствование императора Льва V Армянина в отражении византийских хронистов IX века: Феофан Исповедник, Неизвестный хронист (Scriptor Incertus), Георгий Амартол. Исследование, перевод с древнегреческого и комментарии Т. А. Сениной (монахини Кассии) (Санкт-Петербург: Алетейя, 2014) (Византийская библиотека. Источники) 160 с., илл. ISBN 978-5-90670-550-1

В издании осуществлен перевод на русский язык трех источников IX века, описывающих царствование византийского императора Льва V Армянина, возобновившего иконоборчество в 815 году. Дается новый перевод посвященного Льву отрывка из Хронографии Феофана Исповедника, впервые переводятся на русский язык раздел о царствовании Льва из Хроники Георгия Монаха (Амартола) и один из лучших источников по истории IX столетия — дошедший до нас фрагмент из анонимного сочинения Scriptor incertus de Leone Armenio.
Во Введении анализируются переводимые источники и рассматриваются вопросы, касающиеся их авторов, а также дается обзор царствования Льва V. Переводы сопровождаются историческим и богословским комментарием.

Продается на Озоне и в других магазинах, сетевых и обычных.

Первое издание (Монреаль: Accent graphics communications, 2012; ISBN 978-1-927480-41-0) можно купить здесь.
СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение: историки и их жертва

1. Источники
1.1. Феофан Сигрианский
1.2. Анонимный хронист
1.3. Георгий Монах (Амартол)
1.4. Критерии богоизбранности
1.5. Следы на песках времени
2. Лев Армянин: путь к престолу
3. Возобновление иконоборчества
4. «Нечестивая смерть»

II. Феофана, грешного монаха и игумена (Великого) Поля, Исповедника, Хронография (фрагмент)

III. Летописная история, охватывающая время (царствования) Льва, сына Варды Армянина
- Летописное повествование, охватывающее деяния Михаила Рангаве
- О царствовании Льва, сына Варды Армянина

IV. Хроника Георгия Монаха (фрагмент)
- О Михаиле куропалате
- О Льве Армянине

Библиография

Указатели



Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2013. 448 с., илл. ISBN 978-5-86007-731-7

Книга является первым комплексным исследованием религиозно-философских взглядов иеросхимонаха Антония (Булатовича), одного из главных представителей имяславия — течения в русской религиозно-философской мысли, возникшего в 1910-х годах в связи с разгоревшимися на Афоне спорами о почитании имени Божия. Религиозно-философские взгляды Булатовича рассматриваются на культурно-историческом фоне эпохи. При этом главное внимание уделено сопоставлению воззрений Булатовича с учением византийских отцов православной Церкви и с византийским культурно-философским наследием в целом.

Продается здесь, а также на Озоне, ну и в др. магазинах можно поискать.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Иеросхимонах Антоний (Булатович): жизнь и судьба

1. Детство и юность
2. Эфиопия
3. Монашество
4. Спор об имени Божием
5. Снова в России
6. «Послежизние»

Глава II. Религиозно-философские произведения иеросхимонаха Антония (Булатовича) и их византийский контекст

1. Судьба византийского наследия в России
2. Основные произведения о. Антония и их темы
3. Источники, использованные о. Антонием
4. Критическая работа о. Антония с текстами
5. Общий взгляд о. Антония на учение имяборцев

Глава III. Учение об энергии Божией, гносеология и философия имени у о. Антония

1. Различие энергии и сущности в Боге
2. Энергия Божия как «триединая деятельность» Св. Троицы
3. Глаголы Христа — энергия Божия
4. Гносеология о. Антония. Учение об идеях
5. Имя Божие как энергия Божия
6. Многоименный Бог
7. Имя «Иисус»
8. Имя Божие и икона
9. Имя Божие в жизни Церкви: «тайна благочестия»

Глава IV. Антропология и сотериология в сочинениях о. Антония

1. Обожение как цель жизни христианина
2. Образ и подобие Божии в человеке
3. Жизнь людей до и после грехопадения
4. Вера в Бога, воскрешение души и жизнь вечная
5. Молитва: мистический и антропологический аспекты

Заключение

Библиография

Приложения
I. Ссылки на книги Ветхого и Нового Заветов, отцов Церкви, богослужебные тексты и иные произведения, встречающиеся в основных религиозно-философских произведениях иеросхимонаха Антония (Булатовича)
II. «Дым Отечества»: некоторые публикации за 1914 г., касающиеся спора об имени Божием
III. Служба в честь преподобномученика Антония Булатовича, исповедника Афонского



Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985). Составление и комментарии монахини Кассии (Т. А. Сениной) (Санкт-Петербург, 2007), 608 с., илл.

Книга о св. митрополите Филарете (Вознесенском; 1903–1985), третьем Первоиерархе Русской Православной Церкви Заграницей (1964—1985), великом исповеднике Православия ХХ столетия, единственном из предстоятелей Православных Церквей выступившем открыто перед всем миром с обличением новой ереси экуменизма; при митрополите Филарете ересь экуменизма была соборно анафематствована Архиерейским Собором РПЦЗ в 1983 г. Святитель стремился поддерживать ревнителей и исповедников православия во всем мире — представителей как Российской Катакомбной Церкви, так и греческих старостильных юрисдикций. Нетленные мощи св. Филарета были обретены в 1998 г.
В книгу вошли жизнеописание святителя, его послания, письма, избранные проповеди, церковные документы и материалы, воспоминания современников, а также описание прославления святителя в лике святых, совершенной Российской Православной Церковью в 2001 г., и служба, составленная в честь св. Филарета.
Часть материалов публикуется впервые.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей Православной Церкви.
СОДЕРЖАНИЕ

От составителя

I . АНГЕЛ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ЦЕРКВИ. Жизнеописание святителя Филарета

1. Детство и юность: Курск — Благовещенск — Харбин
2. Монашество
3. Пастырь добрый
4. В «красном» Китае: одинокий борец за истину
5. Третий Первоиерарх РПЦЗ
6. «Бунт мирян»
7. Столп православия
8. Против экуменизма: «Скорбные послания»
9. Третий Всезарубежный Собор
10. Отношения с Катакомбной Церковью и старостильниками
11. Анафема 1983 года
12. Чужой среди своих
13. Наследники истинные и ложные

II. «И возглаголеши словеса Моя к ним...». Послания святителя Филарета

1. Послание Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Филарета к братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви
2. Обращение к Его Святейшеству Кир Киру Афинагору Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Патриарху Вселенскому
3. Архипастырское Послание Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей к русским православным архипастырям, пастырям, приходам и русским православным людям в Западной Европе и во всех странах рассеяния
4. Его Святейшеству, Святейшему Афинагору I, Архиепископу Константинопольскому и Патриарху Вселенскому
5. Открытое письмо Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки
6. Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей, Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам Смиренного Филарета, Митрополита Русской Православной Церкви Заграницей Скорбное Послание
7. Второе скорбное послание Святейшим и Блаженнейшим Патриархам, Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам Святой Православной Церкви
8. Третье Скорбное Послание, о «Фиатирском Исповедании».
9. Послание всем Верным чадам Русской Православной Церкви Заграницей по случаю приближения прославления Новомучеников Российских

III. «Изволися Святому Духу и нам...». Соборные Послания РПЦЗ.

1. Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей Боголюбивой Пастве (1964)
2. Послание Apxиepeйcкогo Собора Русской Православной Церкви Заграницей пастве и христианам свободного миpa о гонениях на верующих в СССР
3. Послание Архиерейского Синода РПЦЗ инокам Святой Афонской Горы
4. Окружное послание Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1983 года

IV. «Послушайте мене, о чада, честная бо реку, и отверзу от устен правая». Письма святителя Филарета

1. Г-же А. И. Дельянич
2. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Аверкию, Архиепископу Сиракузскому и Троицкому
3. Его Преосвященству Каллисту, митрополиту Корифскому
4. Протоиерею Георгию (Граббе)
5. Письмо митрополиту Иринею
6. Отрывок из письма архиепископу Женевскому и Западно-Европейскому Антонию (Бартошевичу)
7. Священнику Глебу Якунину
8. Игумении Леснинского монастыря Магдалине
9. Епископу Григорию (Граббе)
10. Отрывок из письма епископу Григорию (Граббе)
11. Священнику Виктору Потапову
12. Анастасии Георгиевне Шатиловой
13. Священнику Антонию Гаваласу (Астория, Нью-Йорк)

V. «Правда непорочнаго исправляет пути». Документы и материалы 1969–1985 годов

1. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 18/31 декабря 1969 г. Его Блаженству Блаженнейшему Авксентию, Архиепископу Истинно-Православных Христиан в Греции
2. Его Блаженству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Филарету, Председателю Священного Синода Архиереев Русской Церкви за границей (послание от «матфеевцев»)
3. Резолюция Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. 15/28 сентября 1971 г. (о хиротониях «матфеевцев»)
4. Деяние (о хиротесии над «матфеевцами»)
5. Иеромонах Серафим (Роуз). Митрополит Филарет Нью-Йоркский
6. Прославление Новых Мучеников Российских (Акт и определения 1981 г.)
7. Обзор деяний Архиерейского Собора РПЦЗ 1983 года
8. Архиепископ Виталий. Архиерейский Собор 1983 г.
9. Слово архиепископа Виталия, сказанное на погребении митрополита Филарета

VI. «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Проповеди св. Филарета.

VII. «Пою Богу моему, дондеже есмь». Стихотворения, написанные св. Филаретом

VIII. Обуявшая соль

1. Рождественское послание митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ, 1986/87 года
2. Два письма французских клириков РПЦЗ (Митрополиту Виталию и Архиепископу Антонию (Бартошевичу))
3. Три послания архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) «к пастырям и пастве» (1987)
4. Письмо священника Серафима Джонсона митрополиту Виталию
5. Обращение священника Александра Милеанта, настоятеля Покровского прихода РПЦЗ к верующим в России
6. Письмо епископа Григория (Граббе) митрополиту Виталию
7. Письмо трех монахов Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле
8. Видение брата Иосифа Муньоса-Кортеса
9. Т. Сенина, «Аще же соль обуяет...»

VIII. «Он заботился всегда о самом главном». Воспоминания о святителе Филарете

1. «Можно его слово вставить в текст речи Иоанна Златоустого и вы бы не заметили по стилю разницы». Из интервью с Анастасией Георгиевной Шатиловой о митрополите Филарете
2. «С Владыкой Митрополитом было хорошо и просто». Из воспоминаний протоиерея Константина Федорова о святителе Филарете

IX. «И во святых жребий его есть». Прославление святителя Филарета.

1. Обретение мощей свт. Филарета. Интервью протоиерея Константина Федорова, духовника женского Леснинского монастыря
2. Постановление Синода Святой Православной Церкви Северной Америки (HOCNA) о канонизации Митрополита Филарета (Вознесенского)
3. Т. Сенина, [рец. на] Ангел Филадельфийской Церкви. Новый исповедник истинного Православия Святитель Филарет (Вознесенский). Святогорская Православная миссия в Сербии — Спасо-Вознесенский монастырь Эсфигмену, 2000. 142 стр.
4. Т. Сенина, Доклад к прославлению святителя Филарета Вознесенского
5. Решение Синода Российской Православной Автономной Церкви о прославлении во святых свт. Филарета
6. «Православныя веры поборниче, ересей ветхих и новых обличителю изрядный...». Канонизация иже во святых отца нашего святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ
6.1. Акт о прославлении в лике святых Митрополита Филарета (Вознесенского), Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви
6.2. Из слова Высокопреосвященнейшего Валентина, Митрополита Суздальского и Владимирского, Первоиерарха РПАЦ, по окончании божественной литургии в день прославления Св. Филарета
6.3. Интервью Преосвященного Феодора, Архиепископа Борисовского и Санинского, православному журналу «Вертоградъ»
6.4. Интервью Преосвященного Серафима, Архиепископа Сухумского и Абхазского, православному журналу «Вертоградъ»
6.5. Интервью Преосвященного Амвросия, Епископа Хабаровского, православному журналу «Вертоградъ»
6.6. Интервью Преосвященного Антония, Епископа Яранского, православному журналу «Вертоградъ»
6.7. Говорят участники торжеств прославления Святителя Филарета

Х. «Дивен Бог во святых Своих». Чудеса святителя Филарета

Заключение: Торжество Православия

Приложения

1. Указ патриарха Тихона № 362
2. Краткая история Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ)
3. «Хвалите Бога во святых Его». Служба и акафист святителю Филарету



Последних времен страстотерпец. Новосвященномученик Александр Жарков, Петроградский († 1/14 сентября 1997 г.). Монреаль, 2012. 264 с., илл. ISBN 978-1-927480-54-0

В книге рассказывается о жизни и мученической кончине санкт-петербургского священника Александра Жаркова, убитого 14 сентября 1997 года, и о жизни прихода Св. Елисаветы, первым настоятелем которого он был. Книга также содержит материалы и зарисовки из российской церковной жизни 1990-х годов в целом, относящиеся к Русской православной церкви Московского патриархата и к Русской православной церкви заграницей.
Книга предназначена для всех интересующихся историей современного православия в России.

Продается здесь.
СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Часть I. Смиренный праведник

1. Человек Божий
2. Пастырь добрый
3. Больница Святой Елисаветы
4. Нестяжание
5. Святой последних времен

Часть II. Храмоздатель

1. «Неразумие»
2. На всю жизнь
3. Лот в Содоме
4. Скорби
5. Каменное чудо

Часть III. Агнец посреди волков

1. Знамение
2. Конец Шувалова
3. Сребролюбец
4. Одр болезни
5. Иуда
6. Взрыв «форда»
7. Перед бурей
8. Волк

Часть IV. Венец нетленный

1. Враги
2. Исход из среды нечестия
3. Клеветники
4. Противостояние
5. Под прицелом
6. «Православный Санкт-Петербург»
7. Последние дни
8. Священномученик
9. Молитвенник о душах наших
10. Знамение пререкаемо
11. Поучения отца Александра

Заключение: «Заклание ваше породи церковное исполнение»

Эпилог от Святых Отцов

Акафист священномученику Александру Жаркову,
Петроградскому
Схолии 
13-сент-2013 10:06 pm
В мои далекие 80-е смерть Льва Армянина по хроникам Феофана меня весьма впечатлила. Все так и было?:)
Вы, я смотрю, хорошо поработали. Респект.
14-сент-2013 10:44 am
хроника Феофана не дошла до его смерти, это у Продолжателя Ф. об этом есть. так и было, а почему Вы сомневаетесь? Феодор Студит подтверждает. если Вы об убийстве в храме на утрени.
14-сент-2013 12:16 pm
Да, верно, и Федор Студит об этом жутком убийстве упоминал. Жесть византийская)))
18-ноя-2013 09:21 am
С Днем рождения!Всего самого хорошего-)
1-мар-2015 07:49 pm
Приветствую Вас на просторах ЖЖ! Меня зовут Вадим. Я из Мурманска. Хотел бы с Вами подружиться. Заходите в гости - буду очень рад знакомству!
21-апр-2015 12:03 pm - Предложение дружбы
Здравствуйте, меня зовут Алексей. Ваш блог мне интересен.Давайте дружить взаимно. Я пишу на правовые, политические, исторические и философские темы. Кроме того у меня есть общественно правовой интернет проект для которого я хочу расширить свою общения среди активных пользователей ЖЖ. Присоединяйтесь.
25-июл-2015 07:20 pm
Привет) Меня зовут Наташа
Очень понравился ваш журнал, зашла в гости и осталась...
С удовольствием добавила в друзья!
Пишу про путешествия и о том, что заинтересовало!
Буду рада нашей дружбе!
(Удалённый комментарий)
8-апр-2016 03:49 pm - Re: вопрос
нет, об этой эпохе я еще не писала
18-июл-2016 08:09 am - вопрос
Добрый день!

Прошу прощения за безпокойство. Хотел бы к Вам обратиться за помощью в одном непростом (по крайней мере для меня) вопросе. Никто ничего внятного объяснить не может. Я знаю, что Вы специалист в теме богослужебных текстов Церкви и их истории, а так же в истории Византии. Меня интересует вопрос конца 4-го века, а именно чудо св. Феодора Тирона и арианин Евдоксий. Тексты (иной Канон на Утрене) Субботы первой седмицы ВП называют Евдоксия - пастыреначальником, а ариан стадом Христовым. Какая то несуразица получается. Сможете ли Вы мне Кассия помочь в этом разобраться? Буду премного благодарен!
18-июл-2016 10:26 am - Re: вопрос
праздник был установлен при господстве ариан, судя по всему, а когда православные восторжествовали, он уже был так популярен, что его не стали отменять )
18-июл-2016 10:49 am - Re: вопрос
Спасибо!
Но всё равно непонятно: богослужебный текст Утрени этого Праздника составлялся ведь не арианами, а православными. Как могли при этом быть употреблены такие наименования еретика в Предании Церкви (архиерей, пастыреначальник) привиться в Церкви, и главное сохраниться? Хотя у преп. Иоанна Дамаскина (автора Канона св. Феодору Тирону, который читается в Пятницу на Вечерне) нет ни малейшего упоминания ни о Евдоксии, ни о самом чуде в Константинополе. Неужели никто из святых отцов за столько веков не заметил такового (имею ввиду сам текст канона на Утрене)? Интересно было бы еще узнать - существует ли именно такие слова о Евдоксии в греческих и древнегреческих текстах службы, какие употреблены у нас.
18-июл-2016 11:06 am - Re: вопрос
насколько я знаю, все синаксари переведены с собрания Н.К.Ксанфопула, 14 в.
что до канонов, так Триодь вообще сложилась только в 9-10 вв. к тому же то, что мы имеем, это вообще монастырский вариант еще более позднего времени. в Византии у каждого монастыря был свой устав и могли использоваться разные каноны святым и праздникам. есть куча канонов святым, которые не вошли в минеи, они несколько томов в современном издании занимают. на мирских же приходах были свои уставы, а в Св. Софии особое песненное последование. это сейчас у всех одна обязаловка, в Византии такого не было.
когда именно окончательно сложился нынешний состав триоди, я не в курсе, это надо литературу изучать и пр. интересно - изучайте. я не такой уж спец в истории гимнографии и занималась плотно только Кассией.
18-июл-2016 11:54 am - Re: вопрос
Тогда получается, что эти вставки (арианского хар-ра) в Триоди современной, вообще не имеют никакого Всеправославного значения, именно как общецерковное и Вселенское Предание Церкви.
Благодарю Вас.
18-июл-2016 12:01 pm - Re: вопрос
ну в этом смысле конечно )) в богослужении у нас есть следы ересей и другие - напр. в каноне на Неделю Фомину, он древний, "сугубое действо" это монофелитская формула. и еще там есть кое-какие стихиры авторства патр. Сергия (анафематствованного за монофелитства), которые тоже по всякому можно понимать. в богослужении чем праздник древнее (как и с чудом Тирона), тем чаще сохраняются следы древних догматических формул, которые потом могли быть отвергнуты или осуждены. у Ареопагита тоже говорится о "богомужном действии" Христа (одном), но потом это толковали православно. так и тут. праздник, установленный арианами, есть, но никто не считает арианство хорошим.
18-июл-2016 12:04 pm - Re: вопрос
Понятно.
Получается столько святых молилось по этим текстам в веках (ну хотя бы после 10 века), называя еретика аномея - пастыреначальником, общину его - благочестивейшим народом, и никто из них не воспротивился этому?
18-июл-2016 12:09 pm - Re: вопрос
у меня есть подозрение, что они в это дело не вникали особо )) и думали, что это был православный архиерей. едва ли монахи в массе знали церковную историю, чтобы судить кто там при Юлиане был официальный архиерей в столице. Константин Великий вон, крестился у арианина, а кто об этом знал? формально он арианином и умер, а в святцы попал, крещение его потом папе Сильвестру приписали. не все в церкви было так однолинейно, как некоторым хочется думать ))
18-июл-2016 12:18 pm - Re: вопрос
Наверное не вникали. Но с такой же простотой верует большинство православных, веруют ведь именно в неоспоримый авторитет богослужебных текстов как Вселенского Предания Церкви, а многие веруют еще и именно как в богословский авторитет, сверяя различные недоумения и церковно-догматические споры именно с гимнографией, которая выступает именно моментом истины в таких вопросах. Как здесь быть, вот вопрос.... Ведь тогда получается, что авторитет богослуж. текстов не такой уж и неоспоримый? Тогда как гимнографию (общепринятую в Церкви) можно считать цельным и 100% Преданием?
18-июл-2016 12:19 pm - Re: вопрос
а кто ее считает стопроц. преданием? ОО надо же и мозги иногда включать, на что они даны-то? ))
Очередной лист исписан июл 28 2017, 4:54 pm GMT.