?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"в ём бес!" 
2-авг-2015 02:09 pm
embarras
Не покидает мя ощущение, что отцы придумали влияние ангелов и бесов от бессилия объяснить иным образом психические явления.

Вот напр., прочла сейчас очередной вопросоответ Анастасия Синаита про богохульные и безбожные помыслы - там описываются страшные ужасы православного существования в 1-м тысячелетии: люди, на которых нападают подобные помыслы, "часто, приходя в уныние и отчаяние от таких безбожных и хульных слов, уже не считают себя больше христианами, поскольку помыслили о Боге такое, другие же часто отказываются от причастия Св. Таин, а третьи готовятся наложить на себя руки или ввергнуть себя в пропасть как изрекающих хулу на Бога, а потому не имеющих надежды на спасения". Анастасий отвечает, что не надо смотреть на эти помыслы как на свои (т.к. не может, человек, поклоняющийся Богу и ради Него предающийся всяким депривациям, хулить Его), а считать их за бесовские. Мол, это все остальные помыслы от наших страстей и мы можем с ними бороться и побеждать, а этот нет, а "поскольку он чужд нам и является бесовским, постольку мы не можем воспрепятствовать ему", а значит мы в нем не виноваты. "Человек же, не понимая, чем является этот помысл, но считая, что подобные безбожные речи происходят из его собственной души, приходит в замешательство, падает духом, возмущается, тревожится, разрождается криками и воспламеняется, словно сожигаемый муками совести, а также отчаивается в собственной жизни и спасении". А на самом деле на такие мысли надо не обращать внимания.

Я так полагаю, современная психология уже давно объяснила все эти двойные мысли и пр., и откуда они берутся. И к тому же, конечно, если боишься хулы на Бога как самой страшной вещи на свете, она-то и будет тебя одолевать, а если наплюешь на эти страхи, то они и пропадут. Но при чем тут бесы? )) Вот буддисты, поди, таковые психические явления объясняли, не привлекая сторонние силы. Да и вообще, это не только с хулой, а с любыми "грехами" так: пока на что-то обращаешь внимание, оно тебя превращает в невротика, а если привнесешь здорового пофигизма, то все очень скоро становится окей, и даже непонятно, чего так страдал-то. С этой т.з. монашеская аскеза а ля Варсонуфий и Иоанн, где предлагается думать над каждым шагом и над каждой съеденной булочкой, хорошо ли я ее съел или надо было съесть другую, - просто верх невротизации. И главное, везде бесы, бесы, постоянно искушают, ужосс ОО

Все-таки я не понимаю, зачем православным аскетам понадобилось делать из человека игралище сторонних сил. Ничего себе, создание "по образу Божию"!
Схолии 
2-авг-2015 12:50 pm
А мне так и не понятно до сих пор, зачем вообще сердца людей есть поле битвы? - собственных ли сил, вроде вожделения или страхов, превозношения или неверия и т.д., сторонних ли помогателей или подстрекателей... Зачем? И виноваты ли мы в том, - как писал Франк, - что Бог снабдил нас такой сомнительной, неустойчивой свободой, которая может вести нас ко злу, когда ему, казалось бы, ничего не стоило даровать нам, как Его "образу и подобию", ту свободу, которая сущностно совпадает со святостью, с свободной приверженностью одному лишь добру? На кой же ж ляд всё-таки понадобилось познавать это чертово добро и зло??
2-авг-2015 11:54 pm
,Да ну. Нужны Вам эти провокации? Щас к Вам набегут не очень умные православные,которые с пеной будут доказывать наличие вражеских помыслов. При том,что сами таковых,ск всего-не испытали ,а только варились в собственном...навозе.
Я вот Вам такую историю расскажу. Участники этой истории все-мертвы,поэтому,рассказываю смело. Но главная участница рассказывала мне лично и по др. поводу.
Некая дама,написав курсовую по научному атеизму, таки обратилась к вере. В 70-х и 80-х годах такое случалось нередко,но особо не афишировалось,по понятным причинам. Далее дама пожила при одной общине при храме несколько лет и склонилась к монашеству. Пожила в тогдашних м-рях... Поняла,что такое-не для нее... И ей вдруг предложили на Кавказ, в Абхазию. Здесь у нее тоже сложилось более-менее,но суть не в этом. Через некоторое время,совершенно на ровном месте,в лесу, у нее в голове возникла "шарманка" из хульных помыслов. Нечто такое в уединенных и лишенных общения местах-не редкость,поэтому таковые обитатели-терпеливы. Кроме того,та дама прошла "школу" и защитилась по специальности "научный атеизм",поэтому нечто подобное ей совсем не досаждало. Но еще надо понимать местную специфику. Пустынники,бывает,по полгода не выходят,и зависит это от разных обстоятельств. В ее случае-подвела погода. На Пасху(на Страстную) она не смогла спуститься,тк река,к-ю ей надо было переходить несколько раз, после ливней вела себя ужасно. Спустилась когда все улеглось. И все это время,не переставая ни на минуту бодрствования,у нее в голове играла та хульная "шарманка". К которой она,конечно,за полгода привыкла,но избавиться была не прочь. Тех эмоций,к-е описывает Анастасий Синаит она ни капельки не испытывала. Но вот молиться и работать(она что-то на тот момент писала для чего-то)-мешало здорово.
На ее(и работодателей) счастье,при спуске ей попался один иеромонах,к-й уже тогда некотрым рассуждением обладал. Ему и пожаловалась -исповедалась. Что он ей сказал-не знаю. Но после исповеди-помолился. И-как рукой сняло.
Мне это рассказывалось в ключе"неведомых судеб Божиих",а чем было на самом деле-неизвестно до сих пор... Ну разве что рукопись должна была попозже выйти. Ее-то никакой вины в данном точно не было...
25-авг-2015 12:30 pm
Так именно потому, что понимали: человек не ответственен за эти мысли, не виновен в них, это происходит помимо воли. А кто виноват? Да вот бесы же.
25-авг-2015 12:33 pm
У меня в юности в некоторый период были хульные мысли, я думала, что одержима бесами. Меня подруга верующая успокоила: не дрейфь, к преподобному Серафиму Саровскому приходил человек с теми же делами, что как станет на молитву - так ему матерки в голову приходят, просто искушение, ты не виноватая и не бесноватая, не обращай внимания и забей. Забила и прошло.
Очередной лист исписан ноя 20 2017, 1:33 pm GMT.