?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии 
Схолии 
22-сент-2015 08:12 pm
Вот и ругайте после этого советскую византинистику))) Свою первую книжку по истории Византии я читал еще в школе, и в той книжке так и было написано, что Византия в результате победы паламитов вступила на путь религиозного мракобесия и бесплодного мистицизма.
И вот прошло несколько десятилетий, и Вы в сущности говорите то же самое)))
22-сент-2015 08:15 pm
ну, об этом не только сов.византинистика же говорит ))
22-сент-2015 08:17 pm
Просто удивительно, что Вы при всей Вашей бесконечной любви к Византии повторили вывод советских византинистов. Те-то по обязанности хаяли Второй Рим, а Вы его любите)))
22-сент-2015 08:20 pm
если я что-то и хаю, то "бесплодный мистицизм", но Византия к нему отнюдь не сводится вообще-то. даже та же победа Паламы в конечном счете сомнительна, с учетом появления Плифона.
22-сент-2015 08:29 pm
Если вспомнить любимое слово "рецепция", то победа Паламы, увы, очевидна. Боюсь, что Плифона знают только узкие специалисты, а вот тяжкое наследие Паламы тяготеет над нами до сих пор.
22-сент-2015 08:35 pm
ну, это наша проблема, а не Плифона. и потом, надо для начала определиться, кто такие "мы". в Европе как раз накануне падения Византии и после знали Плифона и переписывали его сочинения, отчасти он и на предренессансных мыслителей имел влияние, а может, и не только на них, как сейчас некоторые ученые предполагают. а вот Паламу там и тогда не знали, и теперь не очень жалуют. впрочем, где его жалуют-то? спросите у православных, что они знают о Паламе и божественных энергиях ))) добро бы еще православные похерили науки, но в самом деле вникли в то, о чем Палама писал, но они этого не сделали. на Руси об учении Паламы вообще фактически не слыхали. мода на Паламу это плод неопатристических увлечений 20 в., не более того. еще 100 лет назад в России о Паламе и обожении почти не имели представления, что отлично видно по имяславческому спору.
22-сент-2015 08:40 pm
"Мы" - это наш возлюбленный третий Рим и остатки православной ойкумены с ним. Просто читая о подготовке всеправославного собора, который вот-вот случится (правда, об этом уже сто лет как говорят), я неоднократно встречал мнение, что на нем статус Вселенских может быть признан за собором 878-879 года (профотиевским и анти-игнатианским) и одним из пропаламитских соборов. Т.е. учение Паламы реально могут признать обязательным, а за несогласие наслать анафем. Хотя Вы правы, и рассуждающие так возможно с Паламой знакомы лишь по семинарским учебникам.
22-сент-2015 08:44 pm
ну ваще-то я не любитель третьего Рима совсем ))
учение Паламы и так обязательно, а противникам анафема с 14 в., что тут принимать еще? это если говорить про учение об энергиях и обожении. а отношение Паламы к наукам никто в вероучительный культ при Паламе не возводил, а сейчас уж и тем более не станет, это нелепо.
23-сент-2015 03:56 am
Спасибо!
Очень-очень интересно! :)
Очередной лист исписан ноя 21 2017, 10:30 am GMT.