?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя"? 
4-апр-2016 07:02 pm
embarras
"Мы говорим также, что всякое творение Божие хорошо, и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по Писанию, «всё хорошо весьма».
Мы веруем, что законный брак и рождение детей честны и нескверны; ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения рода человеческого.
...
Ибо законное совокупление мужа с женою бывает по мысли Божией, потому что Творец в начале сотворил мужеский и женский пол и благословил их, и сказал: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Итак, если различие полов состоялось по воле Бога для рождения потомков, то следует, что и совокупление мужа с женою согласно с Его мыслию.
Поэтому брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого."

(Постановления святых апостолов, чрез св. Климента, епископа и гражданина Римского преданные - там и еще всякое интересное)
Это у нас, значит, был 4 в. Но прошло 1000 лет, и...
"Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии."

"Сын и Слово Божие ... был единственным, не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим, — как это свидетельствовал Давид о самом себе, лучше же сказать — о всяком человеке. Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, — хотя у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения, — как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для истления, и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным.
...
Им установлено крещение, как очистительное врачевство скверн, явившихся в нас вследствие страстного рождения и жизни. Сам же Он, даже и как Человек, не нуждался в очищении, как рожденный от непорочной Девы, и, в течение всей жизни, непричастный греху, но ради нас Он родился и ради нас очищается (в крещении)".

(Григорий Палама, Гомилии 14 и 16)
Что сказать... Христианство за ту тыщу лет ушло очень, очень далеко от простоты "первой любви".

Интересно, а естественное удовольствие, проистекающее от вкусной еды или от вдыхания ароматов, или от солнечного тепла и света, Палама тоже считал греховным? ОО

(дискуссия в ФБ)
Схолии 
4-апр-2016 05:12 pm
Ахаха, а я помнится лет 20 назад пробовал посредством умной молитвы победить ощущение вкуса пищи, при этом кушал без соли, масла, сахара, приправ, в итоге чрезвычайно возросла прожорливость:)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
4-апр-2016 07:23 pm
ну и что это доказывает? мало ли мазохистов на свете. а если кто-то предпочел отказаться от науки ради мистического опыта, буде он у него был, это его выбор и флаг ему в руки.

я в этом смысли чистый прагматик и ареопагитик: человек стремится к тому, что считает для себя благом. он может считать благом что-то "правильное" или что-то "неправильное", что-то представляющееся другим злом или страданием, но он всегда будет стремиться только к тому, что считает *для себя* благом, и иначе невозможно, и это правильно.

поэтому сколько бы мне кто ни говорил: брось науку, спи на гвоздях ради Христа, - но если я не вижу в этом никакого для себя блага, если я не почувствовала никакого блага в жизни обскуранта и аскета или если то благо, которое я от такой жизни вкусила, оказалось частью иллюзорным, а частью не выдержало соперничества с благом, проистекающим от науки и творчества, - никакая идеология в мире не заставит меня вести жизнь обскуранта.

т.е. если я "вкусила райского вина", то мне, естественно, "прежней радости не надо". я буду стремиться к тому, что вкусила. мистики именно потому свои экстазы и аскезу предпочли нормальной жизни. но можно взять что попроще: скажем, когда-то я перестала смотреть телевизор, т.к. реально почувствовала, что это мне мешает молиться. и я его не смотрю до сих пор, хотя в какой-то момент начала иногда смотреть фильмы - и я не вижу, чтобы они мешали моей духовной жизни, скорее, наоборот - хороший фильм ей еще и помочь может. равно как впрочем и наука с творчеством.

здоровая духовная жизнь может строиться только на прагматизме и эмпирическом опыте, все остальное от лукавого.
(Удалённый комментарий)
4-апр-2016 07:59 pm
Вот поэтому я всегда и говорю - все, что происходит между мужем и женой в спальне, это их личное дело! Никого не должно касаться, даже духовника, ибо "брак честен и ЛОЖЕ НЕСКВЕРНО". (прошу прощения за капс, но иного способа выделить мысль здесь не имеется).
5-апр-2016 06:38 am
Не заметил противоречия этих отрывков меж собою.
В Постановлениях говорится об общении полов вообще — для рождения потомков. Оно само по себе, т.е. по природе, нескверно. У Паламы же, в дополнение, говорится о частности этого общения — о том, что к этому общению примешивается вследствие прародительского г.
Примешивается эта дрянь ко всему, как мы это называем, естественному (а ему только к естественному-то и примешиваться, больше-то и не к чему). Мы ж в затяжном прыжке к смерти как-никак. "Смертью умрешь" всю естественность нашу покрывает. Просто этого общего положения Постановления даже и не оговаривают в данном случае. Кроме того, не думаю, что к формулировкам Постановлений стоит слишком уж серьезно относиться, когда у них женские месячные производятся от долгого сидения дома )
Очередной лист исписан ноя 20 2017, 6:21 am GMT.