?

Log in

Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
почему Кассия 
15-мар-2006 01:59 pm
пиратка
Теперь можно написать, как мы со св. Кассией Константинопольской нашли друг друга :)

А началась история с чёток. Четки, которые мне были вручены при постриге, я использую уже почти 9 лет. Я сплела их где-то в конце августа 1997 года. Примерно тогда же кто-то мне сказал (или я где-то прочла, не помню), что четки нужно освящать, приложив к мощам какого-нибудь святого - должно быть, это какое-то народное поверье. А мы узнали, что у о. Александра Щипакина, в чей приход мы в то время ходили (храм наш в то время был уже закрыт), есть частичка мощей св. Елисаветы. И вот, я подумала, что можно попросить о.А.Щ. приложить эти четки к ее мощам. Было воскресенье, 14 сентября 1997 г., мы были там на службе, но попросить насчет четок я почему-то так и не решилась. В этот день убили нашего о. Александра, о чем мы узнали только на другой день, в понедельник.
Мы хоронили его в субботу - 20 сентября. И уже на кладбище, перед тем как должны были закрыть гроб, я попросила Васю (будущего hgr) приложить эти четки к телу о. Александра. Так вот они все-таки оказались приложенными к мощам... Это, кроме того, имело еще некий смысл для меня, потому что когда-то, будучи под руководством о. Александра, я иногда думала, что как жаль, что он не может никого постригать в монахи, и мне придется быть постриженной кем-то другим; а тут вот оказалось, что все-таки некое отношение к моему будущему постригу он имел - чётки.
На следующий день в Париже о. Вениамин Жуков, по благословению митрополита Виталия, служил молебен о. Александру как священномученику. Там пели общий тропарь священномученику, но он к о. Александру не очень-то подходил, т.к. составлен для св. епископа, и я тут же решила, что надо написать отдельный тропарь о. Александру. Эта мысль во мне сидела целый день, так что я никак не могла успокоиться, пока не написала тропарь и кондак, после чего легла спать довольная.
Так началось мое гимнотворчество. И св. Кассии к этому имела самое прямое отношение, хотя я об этом тогда даже и не подозревала.

После этого почти сразу я стала писать службу о. Александру. И когда я ее написала, мне это дело, можно сказать, понравилось :) Т.е. я поняла, что могу писать службы. И я начала писать другую службу - новомученикам Кириллу Казанскому и Иосифу Петроградскому. Помню, мы шли с о. Григорием со службы по Невскому к метро (мы тогда служили по вечерам утрени практически каждый день, все больше дома у одного нашего нынешнего прихожанина), была зима 1998 года, шел снег, и я сказала о том, что начала писать еще одну службу. И о. Гр. сказал:
- Да... Если вас постригать в монахи, то надо назвать вас Кассией.
- А кто это? - спросила я.
Он сказал, что была такая святая монахиня-гимнограф когда-то. Так я впервые услышала о ней.
На том разговор и окончился. Помню, на меня это никакого впечатления не произвело, и даже имя это мне не понравилось; в то время мне мечталось для себя монашеское имя не то Екатерина, не то Александра, не то Серафима...

Странно сейчас об этом вспоминать, но в то время я не имела ни малейшего понятия не только о св. Кассии, но даже вообще о Византии, и не знала, например, что Царьград и Константинополь это один и тот же город. Вот ужас. Но так оно и было.

После этого прошел, кажется, еще год. Точно не помню, когда к нам в гости в Петербург приехал о. Стефан Аллен. Скорее, это было зимой 1999 года; мы тогда уже были в РПАЦ. И вот, о. Стефан вдруг попросил меня написать службу св. Кассии - оказалось, что у него так зовут супругу, а службы нет, а им очень хочется. Я согласилась, но сказала, что тогда мне нужно житие, т.к. я про св. Кассию ничего не знаю. Он обещал прислать и действительно, через некоторое время, уже вернувшись домой, прислал мне по эл. почте житие св. Кассии - как я узнала позже, это была выписка из книги архиепископа Филарета (Гумилевского) о песнопевцах Греческой Церкви. Я распечатала это жизнеописание и стала читать.
И прочла, что это св. Кассия написала ирмосы канона Великой Субботы "Волною морскою...". Тут со мной случилось потрясение, которое я даже не берусь описать. Я схватила эти листочки и чуть ли не принялась бегать с ними по комнате, не веря своим глазам.
Потому что эти самые ирмосы всегда, во всю мою церковную жизнь, были самыми любимыми моими церковными песнопениями. И вдруг - св. Кассия!
Надо ли говорить, что я немедленно в нее, можно сказать, влюбилась. Да и история ее жизни оказалось весьма удивительной - выбор невест, монастырь, гимнография... :)
Я, конечно, захотела узнать о ней как можно больше. Поэтому сразу же после этого я пошла и записалась в Публичную библиотеку. Так началось мое знакомство с Византией и в итоге - путь в византинистику. И первая моя статья, которая должна скоро выйти в "Скриниуме", называется - Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность?

Прошло еще около года, быть может. Мы с о. Григорием в очередной раз были в Суздале, и во время разговора с вл. Феодором владыка сказал мне:
- Вот, если будете постригаться, то я уже вам имя приготовил - Кассия!
И, наконец, последний, кто мне прочил это имя, был митрополит Валентин - год назад, в прошлом Великом посту, когда мы с о. Феофаном чистили на митрополичьей кухне картошку и лук для будущего обеда :)

Но это еще не все. Уже не помню, было ли это до или после упомянутого разговора про имя с вл. Феодором; мне кажется, что уже после. В то время я уже знала, что церковная память св. Кассии приходится на 20 сентября нового стиля. Но только спустя какое-то время вдруг, к вящему потрясению, сообразила, что получается - о. Александра мы отпевали и хоронили в день памяти св. Кассии. Чётки!

Круг замкнулся. Потому я и думаю, что имя это выбрано мне не мною самой, не владыками и не о. Григорием, а о. Александром - где-то там, с нею вместе :)

Хотя и долго ждать пришлось, чтобы получить его. Но оно того стоит :)
Схолии 
15-мар-2006 01:43 pm
о.Стивен Аллен приезжал в самом начале сентября 1999. приехав вместе с ним в Суздаль, я сообщил м.В. о том, что наш приход созрел для присоединения к РПАЦ. (Феофан к тому времени уже присоединился и даже успел стать иноком).
15-мар-2006 01:54 pm - Спасибо за расказ.
У меня тоже бывало, что все самые таиные прошения даются Богом так быстро, что остается толко слезами благодарить Господа и старатся хоть както сделатся достойным этих благ. Еще раз поздравляю :)

Матушка, а когда будет обнавлен Имяславкий саит (имеыу в виду Апологию)?
15-мар-2006 06:10 pm
про сайт пока не знаю, времени у меня мало. как только, так сразу :)
15-мар-2006 02:38 pm
ээх, поздравляю!..))

А что теперь делать с юзером ин-марта? Или ничего - оно автоматически само перепишется во френдах?
15-мар-2006 06:08 pm
спасибо :)
ин-марта автоматически везде переделалась в новый ник, насколько я понимаю.
15-мар-2006 02:59 pm
А вот Вы монахиня, а не живете в монастыре. Или монашество в миру тоже бывает? Вы преподаете в институте, я так поняла, и не бросили это занятие в связи с принятием монашества...
15-мар-2006 06:09 pm
я нигде не преподаю, это mitr преподает.
за неимением нормальных монастырей бывает и монашество в миру. а монастыри будут, когда (если) благоволит Господь :)
17-мар-2006 09:49 am
А, я перепутала вас обеих. Монастырь будет, конечно, Бог даст!
10-янв-2010 04:29 am
однако, какая красивая история
28-янв-2011 08:55 pm
Давно Вы во френдах, а вашу историю впервые прочитала. Трогательно, и близко )))
Очередной лист исписан май 27 2017, 10:23 am GMT.