?

Log in

Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
Мирелейский монастырь в Константинополе 
4-май-2008 10:58 pm
Agia Sophia
От него остался только храм, превращенный в мечеть. Рассказ о монастыре - из R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, перевод мой ©; фотографии - мои и ssuvorov, прошлогодние.


*
«Μονὴ τοῦ Μυρελαίου

Согласно псевдо-Кодину, этот монастырь существовал уже около середины VIII века. Действительно, он рассказывает, что Константин V, проходя там, спросил у сопровождавшего его патрикия Камулиана, как называется эта обитель. Когда тот ответил, что это Мирелей, василевс воскликнул: «Ну, так он будет отныне называться Псарелей». Через эту грубую игру слов (масло для жарки рыбы вместо благовонного масла, Ψαρέλαιον, Μυρέλαιον) он показал свою враждебность к монастырю. Монахи, узнав об этой шутке, тотчас сбежали, опасаясь преследований со стороны государя.

Рассказ псевдо-Кодина, похоже, не заслуживает ни малейшего доверия. Помимо того, что он выражает хорошо известную неприязнь православных к импаратору-иконоборцу, он, вероятно, предназначен для того, чтобы придать монастырю древность, которой у него не было. В самом деле, многие византийские писатели утверждают, что он был основан Романом Лакапином (920–944). Император превратил свой Мирелейский дворец в монастырь ἐν τῷ οἴκῳ αὐτοῦ τοῦ βασιλέως Ῥωμανοῦ τῷ ὑπ᾿ αὐτοῦ μοναστηρίῳ ἀμειφθέντι.

Монастырь служил местом погребения для семейства Романа Лакапина. Действительно, мы видим, что многие из ее членов были там похоронены. Во-первых, это Феодора, жена императора, 20 февраля 922 г. Чуть позже Роман приказал высокому сановнику по имени Петрона перенести из монастыря Святого Маманта три саркофага, из которых один был украшен искусной резьбой, а два других не имели украшений, в которых, по преданию, заключались останки императора Маврикия и его детей. Роман повелел поместить их ἐν τῇ τοῦ βασιλέως Ῥωμανοῦ μονῇ, ἤτοι εἰς τὸ Μυρέλαιον. В августе 932 г. монастырь принял тело Христофора, старшего сына Романа, бывшего его соправителем с двенадцати лет; этот государь был похоронен ἐν τῇ μονῇ τοῦ πατρὸς αὐνοῦ. Сам Роман был перенесен туда инкогнито после своей кончины в монастыре на Проте (в июне 948 г.), куда его сослали сыновья. Наконец, в сентябре 961 г. настала очередь Елены, дочери Романа Лакапина и супруги Константина Порфирородного; она была погребена в монастыре своего отца, рядом с ним. Роман Лакапин сделал туда некоторые пожалования по случаю смерти членов его семьи; они еще выплачивались во времена Кедрина.

Роман II послал в Мирелейский монастырь свою сестру Агафию (в 960 г.), по словам Симеона Магистра и Георгия Амартола. Продолжатель Феофана говорит, что царевну звали Анна, а не Агафия. Когда император Исаак Комнин отрекся от престола и был вынужден удалиться в Студийский монастырь (в 1059 г.), его жена Екатерина и дочь Мария постриглись в монахини в Мирелее; первая получила имя Ксения. Скилица говорит, что они остригли волосы и жили как монахини в Мирелейском дворце; Екатерина получила имя Елены. Итак, монастырь был прибежищем для монахинь; монахи появились там позже, как видно из истории XIV века.

Итак, Мирелейский монастырь был женской обителью, уже до 1073 г. у него были владения в районе Милита. Анна Далассина, мать Алексия Комнина, отдала ему весь остров Лерос, как показывают два документа от 1087 г. У него был свой секрет.

Монастырь еще существовал в начале XV века. В феврале 1400 г. патриарху Матфею I пришлось высказаться по поводу виноградника и домов, проданных в τοῦ Μυρελείου μονὴ, за которые не дали их настоящую цену. После осмотра патриарх удовлетворил жалобщика, некоего Иакова Тарханиота.

Синаксари не упоминают Мирелейский монастырь — конечно, потому что он возник слишком поздно. Никакие его праздники не упоминаются в них. Неизвестно даже, имя какого святого он носил. Возможно, он был посвящен Богородице. По крайней мере, у Нее был «молитвенный дом» (εὐκτήριον οἶκον... ἐπανομαζόμενον Μυρέλαιον), как сообщается в Житии святого Андрея Юродивого в Х веке; там можно было видеть чудотворную икону Богоматери.

Местоположение.

П. Жилль первый отождествил Мирелей с мечетью, называемой Bodrumcamii, на северо-востоке от Аксарая. Конечно, он не упомянул название мечети, но его текст, как кажется, не может относиться к другому памятнику. Основанием для этого отождествления ему послужило название, которое здание носило в ту эпоху: templum vulgo dictum Myreleos. Предание было еще достаточно близким к фактам, поскольку протекло лишь около пятидесяти лет с тех пор, как церковь была превращена в мечеть. Все современные авторы не принимают этой идентификации или, по крайней мере, считают ее сомнительной, как например Вулцингер. Однако следует признать, что она подтверждается параллельными текстами. Так, в одном отрывке у псевдо-Кодина говорится, что Хрисокамар был расположен за Мирелеем, возле храма Святого Акакия. Речь тут идет о храме Святого Акакия в Гептаскале, который находился ниже, возле Пропонтиды.


После пожара 1784 г. турки отреставрировали северную часть здания. Оно было значительно повреждено пожаром, который пожрал весь квартал 23 июля 1911 г. В 1930 г. Т. Макриди и Д. Тальбот Райс сделали раскопки и изучили это место, но не углубляясь в исследования. Изучение было возобновлено в 1965 г. под руководством Археологического музея Стамбула в двух разных направлениях. Сесил Л. Стрикер от имени Византийского Института Соединенных Штатов Америки занялся мечетью, а доктор Р. Науманн от немецкого Института археологии в Стамбуле — Ротондой, на которой Роман Лакапин построил свой дворец.


Мечеть была изолирована. Она состоит из двух частей: трехнефный храм размером 12 на 8.50 м. и нартекс, с центральным куполом; под ними погребальная крипта в форме трехнефной церкви (14.82 на 8.14 м., с нартексом 8.14 на 2.68 м.). Никаких украшений, кроме остатков фрески на левой стене. Были найдены погребальные углубления XIV столетия, из них некоторые с костями. Церковь и крипта относятся к одной эпохе (Х век), тогда как Д. Тальбот Райс полагал, что церковь относится к XI веку, а крипта к VII-му! Обломки, найденные при раскопках почвы в крипте, показали, что некогда здание пострадало от пожара — возможно, в XIII веке.





Рядом с мечетью, на северо-западе, была расчищена Ротонда диаметром 40 метров, на которой Роман Лакапин построил свой дворец. Сначала думали, что это мог быть Domus Arcadiae, построенный в IX Регионе, но затем задались вопросом, не был ли это мавзолей, который она внешне напоминает. Впрочем, вполне возможно, что это был большой зал важного здания, как те, что были открыты после 1951 г. во дворце Антиоха и совсем рядом с ним, на северо-западе от ипподрома. Роман Лакапин переделал Ротонду в цистерну, потолок которой он укрепил на рядах колонн. Сверху, но только на восточной стороне, он построил свой дворец, от которого мало что осталось. Дворец сообщался с храмом, расположенным на юго-востоке.»


*
В крипту под храмом не пускают, а Ротонда, как я поняла, находится как раз под тем местом, где я стою на последней фото. Храм светлый и воздушный. Он весь отделан под мечеть, ухоженный, и турки очень гордятся тем, что восстановили его: в притворе висит стенд с фото, рассказывающий о процессе реставрации. После того, как мы осмотрели храм, дежурный турок позвал нас в свою комнатку при входе и попросил написать что-нибудь в гостевую книгу. Я написала что-то приятное, уже забыла, что :)
Схолии 
4-май-2008 07:22 pm
красиво, жалко от внутренней отделки ничего не сохранилось:-(
4-май-2008 07:29 pm
По-моему я написал, что нам очень понравилось, и мы благодарны туркам за их заботу о памятнике.
4-май-2008 08:10 pm
ну да, я тоже что-то такое написала.
4-май-2008 07:38 pm
матушка! а Вы, может, знаете, что это такое (т.е. что за место) --

σύναξις τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ ἐπονομαζομένῳ Παραδεισσίῳ

это синаксарий на 16 окт.
4-май-2008 08:02 pm
У Вас разве нет этой книги Жанена. Вот оттуда, с. 391:

"Μονὴ τοῦ Παραδεισίου
У нас есть печать этого монастыря, который находился, вероятно, в константинопольском квартале, соседствовавшим с цистерной Святого Мокия. Там было два храма: Богородицы и Святого Захарии, но мы не смогли найти никакого письменного источника, касающегося монастыря."

У него же в "Constantinople byzantin", с. 403-4:

"PARADEISION (Παραδείσιον): Этимология: Маленький парк.
Памятники: церкви Богородицы и пророка Захарии.
Источники: Syn. CP, 144, 169, 205; Typika, I, 17, AASS, nov. III, 27.
Место. Этот квартал находился возле цистерны Мокия. Действительно, в Синаксаре читаем, под 9 ноября: ἀναμνησις τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Παραδεισίῳ πλησίον τοῦ ἁγίου μάρτυρος Μωκίου, Syn. CP, 205. Собор Богоматери - 16 октября ἐν τῷ ἐπονομαζομένῳ Παραδεισίῳ, ibid., 144. Невозможно предположить, что речь идет о храме монастыря Богородицы τῶν Κύρου, который находился, без сомнения, севернее. Ничто не позволяет определить точное расположение этого квартала по отношению к церкви Святого Мокия, точное местоположение которой мы к тому же не знаем."
4-май-2008 08:17 pm
спасибо! очень интересно. беда в том, что я не умею этими книгами пользоваться ))

у меня была гипотеза, что 16 октября могло соответствовать Рождеству Богоматери в Ефесской традиции (где было Ее успение 23 мая, причем, успение без всякого вознесения плоти).
пара Богоматери и Захарии -- отсылает к Рождеству Богородицы, т.е. к Протоевангелию Иакова (там Захария действует как первосвященник, который делает много чего, в т.ч., введение во Храм).
4-май-2008 08:21 pm
а что там уметь? там все по алфавиту.
4-май-2008 08:42 pm
психологический барьер.
надо будет переписать на винчестер, и станет легче.
4-май-2008 09:03 pm
у Вас под рукой. Вы не могли бы мне еще глянуть м-рь Бцы Βεσσον ? отождествляет его сия р.Божия с Парадисионом.
4-май-2008 09:17 pm
13° Θεοτόκου (Μονὴ τῆς) τῶν Βεσσῶν.
Бессы были фракийским племенем в окрестностях Софии, которое обратилось в христианство только к концу IV века, главным образом под влиянием святого Никиты Ремесианского. В VI веке них был в Константинополе монастырь. В 536 г. Андрей, священник и игумен μονῆς τῆς ἁγίας ἐνδόξου θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας τῆς τῶν Βεσσῶν, присутствует на соборе, созванном патриархом Миной.
Местоположение. - Почти достоверно, что этот монастырь тождествен с монастырем Богородицы, соседствовавшим с храмом Святого Луки. Действительно, первый не упоминается там, где говорится о втором, и наоборот. А храм Святого Луки находился на западе от цистерны Мокия. См. Θεοτόκου (Μονὴ τῆς) πλησίον τοῦ ἁγ. Λουκᾶ, c. 195.
Библиография: R. Janin, Les monastères nationaux et provinciaux à Byzance, ÉO 32 (1933) 431.

(c. 160)
5-май-2008 09:14 am
чем это важно: если идентификация монастыря верна, то его основание уходит, минимум, в 5 век (раз в 536 г. игумен был одним из главных клириков в столице).

тогда специфический праздник этого монастыря мог сформироваться именно в пору всех этих движений вокруг почитания Богородицы.

также его принадлежность к бессам автоматически объясняет его отличие от К.польского мэйнстрима.

но: о религиозной жизни бессов в 5 в. мы, кажется, ничего не знаем.
4-май-2008 09:00 pm
Интересно! Только непонятно, почему она говорит, что Жанен осторожно предположил идентификацию с ту Киру, когда он наоборот ее не поддержал.
А в общем хрен редьки не слаще. Все равно точно там не понять, где это было. Известно только, где цистерна Св. Мокия.
4-май-2008 09:04 pm
да, я тоже заметил, что странно.
4-май-2008 08:03 pm
А я тебе картинку послала. Только что. Но большую, 2 мега, не посмотрела:(
Ты мне скажи, тебе пришло или нет?
4-май-2008 08:09 pm
пришло, спасибо, счас посмотрю :)
5-май-2008 07:14 am
В нижнюю пускают!!! Там очень здорово! А где фотографии замечательной цистерны, превращенной в оптовый рынок?
5-май-2008 11:40 am
пускают? мы там просто были уже вечером, никуда не попали, кроме мечети.
5-май-2008 03:31 pm
Мы только что ездили с С.А. Ивановым. Большая площадка, на которой стоит мечеть, - это крыша большой зарытой цистерны, в которую можно запросто зайти с улицы. Как раз в ней очень забавный вещевой рынок :)
Ну а чтобы пустли в нижнюю, нужно попросить! Там очень здорово и совсем нет ничего от мечети, только ковры лежат, и обувь нужно снимать.
Очередной лист исписан июн 24 2017, 5:14 pm GMT.