?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
религия для бездельников 
18-янв-2013 09:03 pm
пиратка
Записалась тут на курсы разговорного английского. По три часа в день, шесть дней в неделю, в центре города. И вот, поездила неделю и поняла, что я вообще не понимаю, как люди каждый день на работу ездят, да еще на восемь часов. Думаю, что после такого времяпровождения уже действительно, придя домой, ничего не захочешь, как только поесть, полежать перед тв, или там с книжкой, или в жж поторчать - и спать. Как живут, к примеру, женщины, у которых еще и дети, и надо готовить обед и делать что-то по дому, придя с работы, я в принципе не представляю. Это надо быть железным роботом, по-моему.

Это я в общем к тому, что все это православие "уставное", где надо молиться-служить, а в воскресенье вместо отдыха пилить к 7 утра на службу, оно не для обычных людей. Обычный человек, который всю неделю исправно по 8 часов работает, да еще, может быть, далеко от дома - если он придет в церковь на службу не то, что раз в месяц, а раз в полгода, это и то будет хорошо. И не станет он вовсе, приходя домой, отбивать поклоны и читать псалтирь или еще там что благочестивое делать. Какое уж там стоять и молиться, когда ноги не держат (даже вот меня они не особо держат после ежедневной езды в центр - и это я еще езжу днем, т.е. не толкаюсь особо в транспорте в часы пик, провожу "в офисе" не 8 часов, а три, и провожу это время достаточно весело, меня не терроризирует начальство или коллеги и пр.). И какая там догматика, когда голова уже не варит. Особенно в наших широтах и климате, когда целыми днями темно, а на улицу надо выходить, надев на себя кучу тряпья (что в общем тоже угнетает организм).

Вообще говоря, людей, живущих севернее Эвксинского Понта, надо отправлять в рай просто по факту того, что они здесь живут. Требовать с них еще каких-то подвигов - это садизм.

Короче, че хочу сказать. Православие в его традиционном виде - молитвы все эти долгие и нудные, длинные службы, изучение догматики или аскетики, бесконечные посты, поклоны всякие, - это религия исключительно для богатых бездельников или, в крайнем случае, для фрилансеров и, может быть, для пенсионеров. У которых куча свободного времени и которым не надо зарабатывать себе на жизнь или, по кр. мере, не надо особо гробиться, чтоб на нее заработать.

И если мы поглядим в историю, то увидим, что все это православие в его традиционном изводе и создали богатые бездельники. Потому что кто были все эти люди - епископы да образованные умники, которые догматы изобретали, соборы собирали, аскетические сочинения писали? Все они были почти поголовно выходцами из аристократических семей, а то и вовсе из императорских или по кр. мере близких ко двору. Конечно, чего им работать - все есть, сиди да молись и сочиняй догматы, опровергай еретиков, изощряй ум, времени-то свободного полно.

Епископы имели все от своих епископий, работать им было не надо, даже запрещено вдаваться в мирские "мятежи". Да и монахи тоже - это еще в первые века они трудились, делая своими руками корзины и продавая их на рынке. Потом решили, что это неблагочестиво, а лучше жить на пожертвования доброхотов. Вот они и шлялись по городам и весям, стоя у дверей аристократов и выпрашивая подаяние (от времен Нила Синайского, который их за это страшно ругает, до времен тех "старцев афонских", кои Паламу на монашество сподвигли - тоже ведь, поди, в столицу не просто так притащились - вестимо, от непрестанной молитвы в карманах пусто, а хлебушка-то хочется, благодатью одной сыт не будешь). Ну или там всякие организовывали себе мощи, святыни, наплыв паломников, то да се. Не, работали, конечно, но в идеале мало - большую часть времени молиться полагалось. Монастырей с хорошо организованной работой вроде Студия было не так уж много, и чем дальше, тем меньше, зато имения монастырские росли, и работали в них вовсе не монахи. При этом почему-то все про нестяжание вещали, не странно ли?

Помню, когда я еще в часовне работала при больнице Св. Елизаветы, приходили там люди, мы им проповедовали всякую православную жизнь, что надо в церковь ходить да молиться, а они часто говорили: да нам некогда молиться, и сил нет куда-то еще ходить, столько работы... Одна медсестра однажды что-то такое сказала, и я решила поумничать и возразила, что мол, поди, смотреть телевизор-то находится время, а для церкви нет. А она сказала: "Я не смотрю телевизор, мне некогда, домашних дел слишком много".

Бог, конечно, везде есть, и молиться Ему можно хоть в метро, хоть лежа на диване. А вот вся эта активная церковная жизнь - она именно для бездельников. У нормального человека, который работает и м.б. еще должен семью содержать, на все эти подвиги просто времени и сил не будет. И требовать от него в этих условиях чего-то, помимо утренних и вечерних молитв - это вообще садизм.

Ах, да. Существует, правда, еще вариант - сублимация. Но это больше для женщин (и не потому ли их в церкви гораздо больше, чем мужчин?). Есть определенный слой юных и не очень юных особ, которые из привязанности к своему "духовному наставнику" готовы бдеть денно и нощно, торчать в храме, посещать все службы, тока бы на батюшку поглядеть, благословеньице взять, поговорить о духовном. От этого у них "вырастают крылья", "сердце трепещет" (это я цитирую буквально слышанное от одной такой особы) и хочеться горы свернуть. Откуда только силы берутся на подвиги. Великая вещь - сублимированные страсти. Только вот к любви к Богу это не имеет ровно никакого отношения, хотя оные особы, разумеется, считают иначе - у них все духовно, церковная жизнь и все такое. Но вот отбери у них оного наставника или возможность общаться с ним - и я бы поглядела, сколько времени они продержались бы в своих подвигах, хихи.

Т.е. в общем предполагается, что хороший православный должен жить для работы (страны, корпорации, босса), в другое время для семьи, а свободное время, которого и так почти не остается, посвящать не отдыху и не какой-то жизни "для себя" (ну хотя бы, не знаю, кино посмотреть или книгу почитать хорошую, или просто погулять в парке, подумать о чем-то в спокойной обстановке и придти в себя хоть немного после всей этой круговерти адской), а жертвовать все это остальное на церковь - службы выстаивать, молиться, поститься и ваще спасать типа душу. Этакий бесконечный марафон роботов без остановки и роздыха. Я вот только не уверена, что на том свете за это райское яблочко дадут.

...А вы спасайтесь, спасайтесь!
Схолии 
18-янв-2013 05:53 pm
Согласен, но с одной поправкой - мирские приходы раньше не жили по монашескому уставу и не должны жить по нему в принципе.
18-янв-2013 06:04 pm
Раньше, это когда? Вот протопопа Аввакума бивали уже в 17 веке за особую ревность об уставном богослужении...
18-янв-2013 06:10 pm
Я вот это очень понимаю. Я, когда жил один, был зело подвижнейший християнин... А когда обзавелся женой (второй узе)и хозяйством, то как-то постепенно весь мой аскетизм сдулся... Если всем подвижникам рассказать обычный крестьянский распорядок, то им мало не покажется. Когда молиться округу и почитАть св. книзи не очень понятно... Не, когда мне было лет 30 я еще мог выдерживать кое-что, но после 40 уже как-то совсем тяжко стало, и предпочел я баранов, аскетизму, считая сельхоз работы = подвигу... :-)))
18-янв-2013 06:21 pm
когда мне было 30, я тоже каждый день на службы бегала в храм и все такое. теперь мне 40 и уже бегать не хочется, а хочется пожить действительно "для души" - приобщиться к прекрасному, книги, творчество, путешествия... вообще часто, когда ты где-нибудь один просто чем-то занимаешься, как-то больше о Боге и жизни понимаешь, а службы длинные только в отупение вводят. у нас вон на Рождество ночная служба 6.5 часов шла, так долго по-моему у нас еще ниогда не служили, абзац. и че?? я на ней отчаянно зевала и терла глаза, особенно когда уже литургия началась. а все, что я от нее получила духовного (ну или там душевного, уж не знаю), я бы точно так же получила и служи мы ее утром, т.к. оно от понимания текстов, а вовсе не от времени богослужения. а после этого ночного типа бдения я вообще два дня молиться не могла - т.е. даже не могла прочесть никаких молитв по книжке. такой был отходняк. так что я не знаю вообще, для кого это все.
(Удалённый комментарий)
18-янв-2013 07:31 pm
ну уж конечно, благочестиво тока молиться и поститься, ибо все работы сопряжены с искушениями и деньгами, фу, а кормят тебя пусть неблагочестивые родственники и прочие доброхоты!
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
19-янв-2013 07:42 am
ну да, там было маленькое правильце, кто ж такое разрешит )(
18-янв-2013 10:10 pm - Это от тяжёлой формы обрядоверия
Всё-таки "уставное" богослужение по 5-6 часов - это крайность (или максимализм с экстремизмом, если хотите), как и Литургия в 7 часов утра :) А крайности они всегда не для всех. Допустим, для монастырей (и опять же не для всех) да для отдельных ревнительских за обряд приходов.
А остальные православные могут ходить в храм только по воскресеньям (к 10 или 11) на самую главную и важную службу - Литургию. А в остальные дни недели служить Богу своими христианскими делами, в том числе на работе и в семье. Может тогда яблочко и дадут? :)
19-янв-2013 07:53 am - Re: Это от тяжёлой формы обрядоверия
ну так так нигде почти и не служат. это наш епископ так изощряется и еще все время проповедует, что так мол и хорошо. вот пост великий начнется, будет призывать ходить на службы по возможности ежедневно, а по ср. и пт. вечером после работы, весь день еще не евши притом, пилить на службу вечером причащаться. похоже, он ваще не в курсе, как обычные люди живут и чем заняты. у нас по вс. в 7 часов утреня, а потом литургия - специально так сделали, потому что с вечера мол на всенощную мало народу ходит. ну так народ все равно к началу утрени фактически не приходит, зато все это тянется, да еще архиерейским чином (что есть отдельный абазац), и это я еще на клиросе стою, читаю канон и пр., так оно еще ничего,а потом литургия начинается, хор как запоеееееет - и все, я просто всю литургию засыпаю. а потом после такой службы уже просто сил нет что-то делать. но мне еще как бы и не надо - я фрилансер, работаю дома за компом. а работала бы я в какой-н. конторе, так не знаю, как часто бы вообще в церкви появлялась. отдыхать тоже когда-то ведь надо, организм не железный. я и так теперь в храм хожу куда реже, чем раньше, потому что у меня после этих служб слишком большой отходняк выходит и жизнь становится непродуктивной. а мне все-таки надо еще много чего читать, верстать и писать. а у нас даже литургия по будням, без всего другого, идет больше двух часов! а все из-за архиерейских прибамбасов и медленного пения. раньше все было куда нормальнее.
меня наш дьякон после рождественской службы домой вез, так я даже свою улицу узнать не могла. он смеется - говорит: да, после такой службы... а владыка еще сказал - мало, мол, служили, вот бы еще подольше (!!). я говорю: у нас с владыкой разные вкусы - ему нравятся длинные службы, бесконечные посты и здешний климат, а я ничего этого не люблю.
но в МП, конечно, так не служат почти нигде, там все-таки применяются к людям. да и в ИПЦ - не думаю, что много любителей служить по 6 часов.
в монастырях сейчас, как я понимаю, проблема в другом - там тебя будут на работу гонять до посинения, так что и помолиться уже сил не будет.
18-янв-2013 10:16 pm
я когда в спортзале с мужыками разговариваюсь, то вижу -- хорошие люди, но никакую церковность традиционную им привить невозможно. Ну, в Крещение они в проруби компашкой окунутся, на Пасху на колокольню залезут, ребеночка покрестят, максимум Отче наш вечером прочтут, или икону дома повесят. а вся остальная поповщина им нафиг сдалась.
19-янв-2013 08:00 am
ну так правильно, это вполне здоровый подход. я в последнее время думаю, что любовь к аскезе это такая психическая болезнь. есть люди, предрасположенные к тому, чтобы до посинения служить, поститься там, себя дрючить, им чем длиннее служба и чем строже пост и больше поклонов, тем больше наслаждения и драйва. вот наш епископ точно из этой когорты.
только ведь, с другой стороны, если по традиционному же учению, этим людям за эти подвиги ничем не воздастся, т.к. им это удовольствие доставляло, они себя ни к чему не принуждали. а вот за то, что они и остальных тащили вместе с ними забуряться в эту аскезу, может и воздастся - вопрос только, чем именно ))
19-янв-2013 03:19 pm
Да, все именно так. У меня сейчас двое малышей, и очень проблематично вообще побивать в храме (до него еще ехать надо). И все бы ничего, если бы правила нашей церковной жизни нам не навящывались как строго обязательные, а воспринимались, как возможные к исполнению, как то, к чему надо, по возможности, стремится, но если не получается, - то это не приговор тебе. А у нас всех делят на белых - кто "воцерковлен" - и черных - "кто плохо живет церковной жизнью"... От этого горько на душе...
19-янв-2013 03:40 pm
строго говоря, первый собор, который в Деяниях Апостолов описан, приписал новообращенным воздерживаться от удавленины и блуда и не делать другим того, чего себе не хочешь. и это все. страшный суд, описанный у Матфея - это требование добрых дел к ближним, а вовсе не постов и пр. аскезы. да и сами посты - если посмотреть толкования византийские канонов - там обязателен для всех только великий и среда с пятницей, а про остальные посты Феодор Вальсамон (патриарх-канонист такой был) истолковал, что если кто и их будет соблюдать, "не подвергнется за это стыду" (!). т.е. вообще близко нет ничего насчет обязательного соблюдения. уж не говорю о всех типиконах и уставах, которых поначалу было - свой у каждого монастыря и города. и ничего, жили нормально и спасались, святых вон сколько было. а теперь чуть что не так сделал, как где-то там написано, и все, ты уже нечестивый грешник. бред все это. заменили христианство типиконом и радуются, как будто индульгенцию получили.
19-янв-2013 04:26 pm
И я того же мнения. Так же пришла к выводу, что если дорого христианство, если страшно потерять веру, то надо жить своим уставом,налаживать свой контакт, а не вытягивать из себя все жилы, тщеславясь тем,что можешь держать аскетику, и отчаиваясь, когда не видишь ни результата, ни смысла.

Сегодня, возвращаясь со службы,подумала,что есть систематическая ошибка искать христианство в храмах, в службах. Оно там есть, конечно, но не в меньшей степени оно в чистых душах людей, которые в церкви не ходят, и даже возможно вообще не относят себя к христианам. В их страданиях, в их доброте. Куча людей живет по совести, по заповедям, хотя могут даже и не думать о том, что соблюдают какие-то заповеди. Просто живут так на автомате, потому что их душа так устроена. И вот они ближе к Богу, чем мы, которые толпимся в храмах, что-то там из себя изображаем, кичимся какими-то аскезами, трудами. То есть как было фарисейство до христианства во главе угла, так оно оставалось и на протяжении следующих 2-х веков.

Безусловно, наследие отцов необходимо, но только тогда имеет значение для тебя, когда ты реально чувствуешь, что сердце твое становится мягче, сердце добрее, ум яснее. а это возможно, когда ты не злишься на ярмо, которые сам на себя взвалил (или тебе подсказали, что ярмо - это классно), а когда ты реально чувствуешь потребность в этом ярме, когда бремя легко. Вот в этом в самом деле нет обмана - бремя Его легко, но тогда, когда ты к этому готов и сам хочешь его нести в той мере, к которой готов.

То есть важно, чтобы не пропало доверие к главному,ради Кого это все. А чтобы доверие не пропало, надо налаживать свой контакт, а не чужие власяницы примерять. 7 часовые службы - это имеено что чужие власяницы.

и вот думаю я, что за оградой Церкви христианства совсем не меньше. Тем более, что по Григорию Богослову же и причастия аж пять видов - не Хлебом единым..
19-янв-2013 06:47 pm
это все как-то так и есть, да. мне тоже так кажется.
20-янв-2013 06:43 am
Это все очень верно. Нужно только добавить, что в Церкви присутствует огромное количество людей десоциализированных, которые работать не умеют и не хотят, потому придумывают всякие разговоры о вреде мирской карьеры и непреодолимых противоречиях между мирской деятельностью и церковной. Да и с семьей у них обычно не очень.
20-янв-2013 10:50 am
Существует немало людей, которые помимо работы и домашних дел занимаются многообразными хобби, отдавая им немало времени.

Что удивительного в том, что женщина ежедневно в качестве утреннего ритуала накладывает на себя макияж, соблюдает диету и несколько раз в неделю посещает фитнесс-клуб? Какая-нибудь толстая злыдня в халате, часами пялящаяся в тв и наизусть знающая все сериалы, скажет: "Конечно, богатым хорошо, а у меня на фитнесы нет ни денег, ни времени, да и ни к чему это, лучше на диване после работы отдохну".
20-янв-2013 11:18 am
хобби доставляет удовольствие и даже восстанавливает силы, это что-то вроде отдыха в виде смены деятельности. я напр. пишу романы и от этого не устаю нисколько. а аскеза и многочасовые службы доставляют удовольствие только специфическому типу людей, как я тут выше уже сказала.

а макияж, диета и пр. это часто способ выглядеть на работе так, как требует общество. одна моя одноклассница как-то жаловалась, что мол на работе у них надо выглядеть, иметь несколько костюмов, периодически их менять, а не то будут косо смотреть, а то и вообще уволят как не подходящую к лицу компании.
20-янв-2013 01:00 pm
долгие службы по 7 часов должны были, по замыслу епископа, вызвать у прихожан отчаяние, которое есть начало смирения, а на смирения это как бы главная добродетель
20-янв-2013 01:45 pm
да нет, он считает, что долгие службы якобы приводят к тому, что человек привыкает "жить внутри богослужения" и начинает лучше его понимать. он это в проповедях постоянно повторяет, объясняя, зачем это нужно. но это у него маниакал )) на самом деле обычный человек хорошо (т.е. разумно, с пониманием читаемого итп) воспринимает службу только в течение часов 2-3, а потом он уже или спит, или ждет, когда же она кончится.
20-янв-2013 01:03 pm
с праздником!

вот меня тоже посетили отчасти схожие мысли.
20-янв-2013 01:52 pm
с праздником!
все правильно Вы пишете. я службы-то люблю, но в последнее время предпочитаю служить их сама дома. а то наши епископские тягомотные службы мне не по нутру. покойный игумен Прокл, коего печатали даже в нашем Вертограде, писал, что нефига разводить все это "благолепие", а надо епископу служить священническим чином, да и все дела. а у нас, как водится, статью напечатали, а сами так и служат с этими выходами и фиолетовыми шлейфами, исполла и пр. а уж с хором профи это еще дольше все выходит, чем могло бы. понтов много, а толку мало.
мы вчера с соавтором кстати обсуждали и проблему непонятности наших ц.сл. переводов. мне, правда, кажется, что самый плохой перевод у канона на Крестовоздвижение, а он считает, что на Богоявление. но в общем не суть. жаль просто обычных прихожан. если уж я спустя больше 20 лет церковной жизни и будучи сама гимнографом, порой не понимаю, о чем в богослужении говорится, то что уж об остальных говорить...
20-янв-2013 02:42 pm
Ну, на самом деле лучшее место для молитвы или медитации- метро, или автобус, или очередь.
Для того и созданы.
Так что в большом городе оптимальные условия для благочестия и Богообщения.
20-янв-2013 05:09 pm
Есть такой вариант (по крайней мере в МП), весьма сомнительный с т.зр. экклезиологии и вообще христианской традиции, но очень действенный с практической точки зрения: ходить на раннюю Литургию перед работой, например, в среду, а в воскресенье отсыпаться. Конечно, это работает, только если есть храм поблизости от работы и т.д.... но на самом деле хороший способ сохранить хоть какую-то церковность в условиях тяжелой загруженности.
20-янв-2013 08:04 pm
А я-то думал, чего мне так было тяжело служить в эти дни и голова болела. А это меня вспоминали добрым тихим словом. Вот, правда, не икалось.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Очередной лист исписан май 24 2019, 5:11 pm GMT.