?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
о молитве 
11-сент-2013 01:46 pm
пиратка
в целом правильно сказано

Я тут, кстати, недавно писала в одном письме, правда немного на другую тему - о занятиях умной молитвой:

Если человек не молится, у него просто нет потребности в Боге, и это единственная причина. У кого есть потребность в Боге, те как раз страдают от того, что жизнь проходит, а толку мало, и пытаются что-то делать, хотя бы мало и несовершенно, искать какие-то пути, как вот даже N напр. А отчитать утреннее правило и считать, что ты выполнил религиозный долг... ну это как "супружеский долг", когда нет ни любви, ни потребности в друг друге. Бог в наших долгах Ему не нуждается ваще, это мы нуждаемся в Нем. А у нас все поставили с ног на голову!! Типа ты должен отправить богослужение, т.к. это служба Богу (не молитва, не способ прикоснуться к Богу, а именно служба Ему, т.е. нечто, что мы должны Ему, типа чтобы Он "удовлетворился", этакий почетный караул, а если б Ему не нужно было бы, чтобы мы Ему служили, то похерили бы мы эту службу и спали бы лучше). Ты должен читать утр. и веч. правило, потому что "так надо" - не тебе надо, а ОТ ТЕБЯ кому-то надо (подразумевается - Богу), итп, итп. Поэтому вся религиозная жизнь превращена в отдачу неприятных и непонятных долгов. Полный абсурд.
Схолии 
11-сент-2013 02:24 pm
возникает вопрос - можно ли все-таки при помощи дисциплины научиться молиться?

т.е. - способствует ли дисциплинированное вычитывание правил повышению уровня потребности в Боге

и последний вопрос вытекающий из предыдущих - почему у человека может не быть потребности в Боге? из-за страстей?


11-сент-2013 02:55 pm
по-моему, с помощью дисциплины можно поддерживать себя во времена уныния. но первичной должна являться именно потребность в Боге - иначе вообще какой смысл вести религиозную жизнь, я не понимаю? по себе помню, что когда я ощутила, что Бог мне нужен, равно как и церковная жизнь, мне хотелось молиться куда больше, чем в молитвослове написано, а в церковь я одно время вообще каждый день ходила, пока была возможность. ну, это у неофитов почти всегда бывает такой всплеск активности, потом он угасает чаще всего, вот тогда уже может понадобиться дисциплина. но она не может быть первичной.
научиться молиться можно только молясь и ощущая от молитвы определенный плод. если плодов нет, можно хоть помешаться на количестве правил, что толку в том? мне недавно кто-то цитировал какой-то форум, где люди обсуждают свои занятия молитвой и похваляются, кто сколько в день Иисусовых молитв вычитывает. по-моему, это вообще идиотизм. во-первых, зачем их считать таким манером, а во-вторых, разве дело в количестве? мне один знакомый, бывший на Афоне, рассказывал про тамошнего монаха, который постоянно бормотал молитву и четок из рук не выпускал, но при этом готов был в любой момент сожрать нечаянно забредшего в монастырь "еретика" - и что тогда толку в его непрестанном бубнении молитвы? от молитвы должен быть плод, иначе она ничем не лучше любого другого занятия.
а уж почему у кого-то нет потребности в Боге, это я не знаю )) но не думаю, что из-за страстей или грехов как таковых. у меня была когда-то подруга, которая по своему поведению, внутреннему устроению и отношению к людям была куда лучше меня, мне часто думалось, что если б она стала верующей, то считай почти идеальная христианка вышла бы. но при этом у нее не было абсолютно никакой потребности в религии и о Боге она не думала вообще. но может, таких людей Бог примет и так, по факту их праведной жизни.
11-сент-2013 08:28 pm
я раньше старался хотя бы вычитывать все, по ночам порой вроде как и были какие-то позитивные ощущения вроде внутренней тишины, умиления и плача

но я не уверен, что это был опыт именно молитвы - дело в том, что я с самого детства имею обыкновение вести с собой внутренний диалог, иногда вслух... когда я был маленький то правую руку складывал в зайчика с ушками и называл ее "Прав", левую же соответственно - "Лев". я часто тихонько озвучивал этих двух зайчиков :)

потому сама идея как-то проговаривать то, что происходило со мной в течении дня с приходом религиозной практики не сильно изменилось - единственное, что теперь было Кого благодарить и перед Кем сокрушаться. впрочем, как мне кажется, настоящей молитвой все это трудно было назвать, повторюсь, скорее всего это был такой внутренний диалог с самим собой. частое чтение на клиросе, плюс частая подготовка к причащению, плюс правила, плюс епитимийные правила вели к тому, что в голове были большие словесные конструкции, которые просто выскакивали в нужный момент и с этих "рельс" трудно уже было сойти - обилие молитв и песнопений, слышимых практически ежедневно формировало именно такой стиль молитвы, когда она состояла из кусочков других (вспомнил забавный случай - ехали с одним знакомым священником на машине, я заснул и когда проснулся то первое что пробормотал сквозь сон: "тии спяти быша и падоша, мы же восстахом и исправихомся" )

потом я стал читать молитвы, переведенные на русский, но и это не сильно помогало
в общем мне довольно трудно как-то подытожить тот опыт молитвы - была она настоящей или нет

а по поводу потребности в Боге - наверное все-таки лично у меня была потребность в каком-то защитнике, прежде всего, отец пил и хотелось хоть на кого-то положиться. добавим к этому кучу всяких комплексов и на выходе становится совершенно непонятно что я подразумевал под Богом...

прошу прощения за обилие текста, не получается изложить все связно
12-сент-2013 09:51 am
правила и богослужения это все т.н. устная молитва. она полезна, но в умеренных количествах. полезнее всего умная молитва, т.е. непрестанная память Божия по возможности + ежедневно прочитывать сколько-нибудь Иисусовых молитв дома в спокойной обстановке со вниманием, заключая ум в слова молитвы итп, как отцы учат, от этого скорее можно увидеть какие-то плоды. вообще в молитве главное внимание, а не количество. а то можно кучу молитв прочесть, но если без внимания, то потом ощущение все равно как бы ничего не было.
Очередной лист исписан сент 18 2019, 9:38 am GMT.