Кассия (Татьяна) Сенина (mon_kassia) wrote,
Кассия (Татьяна) Сенина
mon_kassia

Category:

про ризоположение и все такое

А вот мне что-то интересно стало, в связи с этим, на чем вообще богословски основано почитание вещей, принадлежавших святым людям?

Т.е. вот почему мы иконы почитаем или мощи, или книгу Евангелие, я понимаю. Имяначертание, обоженная плоть, Откровение Божие и все такое.

Но вот есть праздник, например, положения ризы Богоматери во Влахернах. В службе оному празднику, как я помню, сказано, что эта риза "обвивала непорочное тело" и потому мы ее почитаем итп.

И я что-то вот не понимаю. Богоматерь, надо думать, этих риз сносила за жизнь не одну. Все остальные благополучно были выброшены, надо полагать. Также Она прикасалась к весьма многим вещам, как и Христос. Эти вещи - они все освященные что ли? просто по факту, что Они к ним прикасались? или степень их освященности зависит от того, как долго к ним прикасались?

Но в первом случае получается, что вообще даже наш земной шар освящен, по той причине что Христос по нему ходил всю жизнь, и почему мы тогда землю не лобызаем с тем же успехом? А во втором случае получается, что благодать материальна. Потому что только при воздействии чего-то материального нужно время, чтобы оно подействовало. Благодать, как нематериальная и Сам Бог, во времени, по логике, не нуждается.

Далее. А если бы нашли, извините, ночной горшок, которым пользовались Богоматерь или Христос в детстве, ему тоже надо было бы поклоняться? Или, если вещь касалась неблагообразной части тела, то это не считается? Я, однако, строго говоря, не вижу, чем в смысле касательства к святому телу риза так уж лучше горшка или, я не знаю, котелка, в котором Святое Семейство обед варило.

Но она, видимо, как бы по логике и не лучше, потому что хранились же в Константинополе якобы те самые корзины, в которые собрали остатки от умноженных Христом хлебов. Хотя Христос этих корзин даже вовсе не касался, судя по евангельскому рассказу.

Тогда чего ж, раз ризе можно поклоняться и даже церковный праздник в честь нее устанавливать (кстати, как и в честь вериг апостола Петра!), так почему бы и дарам волхов не поклоняться? Богоматерь, а может, и Христос их ведь тоже касались.

Это, конечно, если отвлечься от вопроса о подлинности, которая в данном случае роли не играет, т.к. подлинность ризы столь же сомнительна, как и подлинность даров.

Но каково богословское основание всех этих поклонений?

Раз уж я начала говорить, то и еще скажу )) О подлинности.

Не секрет, что фальшивых мощей в мире куда больше подлинных. А многие мощи еще и принадлежат святым, которые исторически не существовали. Тем не менее, нам предлагается оным мощам поклоняться. Опять же, каково богословское сему основание? Фальшивые мощи - это что? "Икона" настоящих? Но икона мощей это вообще-то сильно )) Боюсь, что с богословской точки зрения это "чудо" не обосновать никак. Тогда, может быть, это икона святого, кому-мы-хотели-бы-чтоб-эти-мощи-принадлежали? Допустим, подразумевается, что на этих костях мысленно надписывается имя святого и они т.о. становятся иконой и заслуживают поклонения.

Но тогда вот как интересно выходит: стоит только какому-нибудь прохиндею (6-го ли века, или 10-го, или 20-го, не важно) решить подзаработать или там поднять престиж своего монастыря... ну, или пусть даже не прохиндею, а, благочестивцу, которому от великих постов и молитв вдруг привидилось сияние над каким-то местом или там голос сказал в его голове, что в таком-то месте голова святого зарыта (привет, кстати, игумену Лукиану и мощам Александра Свирского!), - и вот, он берет какие-то кости... да хоть куриные вообще, кто проверять-то будет? - кладет в ковчежец, окуривает ладаном, ставит в храме под иконой соответствующего святого... и опа! - оные кости, которые вчера, может, собакам кто-то выкинул, внезапно становятся объектом поклонения, т.к. в них начинает почивать божественная благодать только потому, что какой-то прохиндей благочестивец эти кости в храме выставил! И народ потечет, и чудеса начнутся, а что вы думаете.

Что тут сказать? Велик Бог христианский! )(


PS: Гы-гы, а вот и православнутые оживились. Уже несколько перепостов вот этого рассуждения. Идеальное имяборческо-иконоборческое рассуждение а ля Антоний Храповицкий и Ко. Ни слова о богословском содержании культа. Ни слова о нетварных божественных энергиях. Связь с Богом при почитании поддельных святынь устанавливается через "веру и любовь к Богу" (кто читал имяборцев начала ХХ в., тот оценит))) Рассуждение о богоэнергетической связи образа с первообразом рассматривается чуть ли не как идолопоклонство и вера в "астральную магическую природу". Что называется, с больной головы на здоровую.
Т.е. мы реально имеем в настоящее время абсолютно новый извод "православия". Ч.т.д.

PPS: «Дары волхвов» на Афоне – научная экспертиза - вполне исчерпывающая статья, с учетом того что более углубленная экспертица (РУ анализ итп) не проводилась.
Tags: τό ασεβές, Богословие, блуждающее богословие, православие, с православным приветом!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →