?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
византийские секуляристы 
6-ноя-2014 12:09 pm
пиратка
Книга Синиоссоглу вообще вся очень интересная, но сейчас я дошла вообще до интересного пункта: Плифон в своих речах о реформах опирался, по-видимому, на некие секулярные настроения, уже распространившиеся в придворных кругах. Николай Кавасила (автор известных "Семи слов о жизни во Христе") в своей речи, которая ошибочно считалась антизилотской, но на самом деле более поздняя - после 1371 г., - наезжает на неких сторонников секуляризации монастырских имений, доказывая, что монастырям весьма необходимо владеть имениями, и что отнимать их нельзя, даже если монахи их не используют (что ставили на вид сторонники секуляризации), потому что, мол, нельзя посягать на частную собственность (типа, если человек не использует приобретенное правильно, то это его "грех", но отбирать у него все равно ничего нельзя, т.к. это "его"). - Вот вам и "жизнь во Христе", к слову! - Плифон же такую позицию прямо ославил как преступление против общества и государства. Вообще, речи Плифона стали концентрацией этих предшествующих секулярных настроений. В 14 в. часть имений у монастырей действительно отобрали, хотя потом Мануил их вернул. Плифон же призывал отобрать у монастырей ваще все, оставив им лишь столько, сколько нужно для скромной аскетической жизни. Я его люблю!!!

Вообще говоря, весь этот рост монастырских имений и богатств - свидетельство не христианства, а язычества. Зачем монахам имения? они же из мира уходят, типа, отрекаются от собственности и пр. Ну а потом опа! - то один богатей "во искупление грехов" монастырь отгрохает, то император пожертвует нехилую сумму монахам, чтоб за него молились... Как сейчас какие-нибудь бизнесмены приносят деньги "Богу". В итоге вообще монастыри стали на дотации существовать, владеть землями, крепостными и чем только не, а к концу Империи у них было до 2/3 всех земель во владении! А ведь они все типа патерики читывали, истории про древних монахов, которые через золото прыгали, и которым в скит когда принес какой-то богатей корзину золота, она стояла там три дня и никто не взял ни монеты! Адово лицемерие. Добро же им было после этого о фаворском свете рассуждать! Нет, Плифон правильно хотел их посадить на голодный паек. Глядишь, монахов-то и поубавилось бы, было бы кому Империю защищать. Дармоеды "благочестивые". Нет, этот институт себя исчерпал. Причем не сейчас и даже не в 15 в., а еще в каком-нибудь 10-11-м. Да уже в 9 в. было все это землевладение и владение рабами и пр., но Феодор Студит еще пытался бороться с этим, у него в монастырском хозяйстве только сами монахи работали, никаких наемников. Ну а потом все равно все скурвились.
Схолии 
6-ноя-2014 09:56 am
так он был обычным леваком своего времени. жаль, не дали ему развернуться, еще бы панелек там понастроил!
6-ноя-2014 10:52 am
"было бы кому Империю защищать"
----
Боюсь, все же не было бы кому - социальная дряхлость, видимо, неизбежна, и локальные цивилизации обречены исчезать...
6-ноя-2014 12:05 pm
А интересно, ставились ли вопросы о возврате земель жертвователям или их наследникам, а не в казну, и о предотвращении злоупотреблений этим имуществом со стороны госслужащих, буде им оно передано?
8-ноя-2014 02:45 pm
Увы,везде побеждали "желатели имений". Во все времена,в итоге... А ведь какое вышло б благо... И не было бы современного монастырского уродства...
Очередной лист исписан окт 22 2018, 5:41 pm GMT.