?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
диалог культур? 
3-янв-2015 02:00 pm
задумчивый ангел
Вудхауз пишет, что в 14 в., когда в Византии стали переводить латинских авторов, а на западе - интересоваться греческим языком и культурой, византийцы интересовались богословскими работами - Фомой Аквинским прежде всего, переводили их на греческий. В результате появился ряд латинофилов вроде Кидонисов, некоторые из них в итоге обратились в католичество по философским соображениям. Дмитрий Кидонис восхищался Фомой и вообще новой латинской мыслью. Тогда как латиняне совершенно не интересовались византийским богословием - изучение ими греческого привело к пробуждению их интереса к античной культуре и философии, а не к православному богословию, которое они считали еретическим и презирали, подобно Петрарке. И никто из латинян по идейным соображениям в православие не перешел, все случаи такого перехода связаны со смешанными браками (Клеопа Малатеста итп).
Интересно, какие из этого можно сделать выводы?
Схолии 
(Удалённый комментарий)
4-янв-2015 07:56 am - Христос воскресе!
Вот за это надо держаться.

Господи, умножь в нас веру! +
(Удалённый комментарий)
3-янв-2015 06:13 pm
Да такие, что для латинян поповское "ниизя" значило гораздо больше, чем для греков :)
3-янв-2015 10:19 pm
Боюсь, это означает, что византийская культура при первом ознакомлении казалась незначительной по сравнению с античной, а западная - наоборот...
4-янв-2015 09:53 am
Что латиняне отставали от византийцев культурно на тысячу лет. Когда возник интерес к античности в Византии и когда на Западе?

А без понимания античной культуры в византийской культуре разобраться невозможно. Все византийские литературные жанры заимствованы из античной литературы.

6-янв-2015 04:41 pm - «Хохот в зале. Хохот дураков!»
==Дмитрий Кидонис восхищался Фомой и вообще новой латинской мыслью.

«23.1.1972. Я тебе скажу по секрету. Православное декадентство – Флоренский. Истинно верующий… Как современный неотомизм на Западе. Это у нас было неоправославное декадентство. Флоренский был священник, преподавал в Духовной академии. Но на защите его диссертации один сказал: у Вас богатейшие примечания, но у Вас вот например письмо под названием ревность, другое любовь; я ищу православных источников – а Вы цитируете Пушкина, «Я помню чудное мгновенье…» Хохот в зале. Хохот дураков! Флоренский хочет найти софийную красоту в человеческих переживаниях, кончая самыми возвышенными, аскетическими. Сартр, шпана – растеряли бытие, привыкли иметь только переживания, поэтому тошнит. Что-то увидел, чего-то не увидел, и уже сюсюкает, размазывает. Так что тут выхода нет. А насчет Флоренского не знаю, может быть это и выход. Такие вот есть и католики теперь. Во многих сборниках о них есть, с руганью конечно, но цитаты интересные.
...
6.12.1972. Monas, монада у Ямвлиха понимается как мера, принцип измерения, который сам неизмерим.

Для жизни достаточно сознавать свою греховность.

Патристика первых трех веков – жалкое зрелище. Стоический тон. Душа сделана из огня, опять превращается в огонь. Ориген, который тоже не отрицал круговорота, разошелся с Плотином. Признать субстанциальные формы, зависимость низших миров от высших он не мог. У Плотина строгая иерархия, вся его диалектика развертывается на одной плоскости. А Ориген, признавая иерархичность, говорил, что нельзя забывать главного, Творца и творение. Как бы ни был мир для обоих тоже богом, всё равно идея Творца, творения, создания расколола этих двух друзей. Ориген предпочел брать более простые стоические схемы, только чтобы сохранить монотеизм. Плотин в сравнении с этим развил очень тонкое и отточенное философствование; хотя дальше Платона не пошел». Лосев Бибихину.

Edited at 2015-01-06 16:43 (UTC)
Очередной лист исписан окт 21 2018, 3:20 am GMT.