?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
русская вера русского мира 
2-мар-2015 01:38 pm
Matrix
Сегодня память свв. Феодора Тирона и патриарха Ермогена. Ну, думаю, Тирон только что был в субботу, неинтересно, почитаю канон Ермогену. Вообще, я русским святым редко служу, т.к. отечественная гимнография по большей части адский ад и оскорбляет мое эстетическое чувство.

И вот, прочла я канон Ермогену. Уж не знаю, кто сей шедевр сочинил, но в любом случае это выражение веры дореволюционной РЦ - прямо накануне 1917 г. Так вот, стойкое ощущение, что на месте Бога в этой русской вере оказался царь, на месте царства небесного - государство, а на месте души, которую спасать надо, - земное отечество. Одним словом, обожение как патриотизм.

За что прославляется св. Ермоген? В чем подвиг его святости? Он "явился Руси православной" в тяжкие дни, "кормчий Руси православной", "строитель земли нашея во дни нестроения", "проповеда царству нашему путь православного строительства", "самозванныя богопротивныя власти обличив" (какой слог, о-о!). И просить мы его должны "законам дати православное утверждение" (ОПК то бишь в школе ввести, а вместо УК церковную Книгу правил, ну, как-то так). Хвалить его надо также за то, что он "кормчий Руси православной, к горнему Иерусалиму путеводствующий" ее, "православную страну нашу в православной вере утверждающий и Христа в ней воображающий", "царство православное спас от погибели", "к попечению о спасении царства во Христе Иисусе (!) царя Феодора призывал, указуя царству спасительное преображение (!)", противостал "самозванному повелителю", усмирил "мятеж нечестивых", "тьму лжи, яже бысть окрест престола царскаго, разгоняя словом истины", благословляя православных "на борьбу с изменниками", призывал "на общий подвиг" (какой? на стяжание добродетелей? неа, мятежников бить), "скиптры царства утвердил"... Или вот, призыв к покаянию: "покайтеся о злобе вашей, врази царю православному и Богови, ибо Богом венчан есть на царство и Богом царствует во утверждение Христовой правды". Еще: "молитеся и поститеся и изменитеся в новаго человека" - зачем? - "да подаст нам Господь мир и любовь, земли нашей крепкое единение, стране победу на враги и одоление". А вот "мятежники и изменники" "и все враги наши" они "отступили от Бога, отпали от Церкви, отступили от Богом и святым елеем показаннаго царя"... Святой же, "любовию к царю согреваяся и ревностию по вере паче огня разгораяся, поалял терния грехолюбиваго мятежа"... "И се, святая Церковь радуется о православии страны нашея и благословляет Господа". Ну, и после смерти святой "ходатайствует за Русь православную". А Богородицу в богородичных автор службы славит за избавление от "рабства иноземнаго", ну и - "с Тобою Господь и Тобою с нами Бог: разумейте сие, языцы, и покаряйтеся".

Нет, там, конечно, есть что-то и про просто христианскую жизнь, добродетели, милосердие и пр. Но в общем и целом... наверное, интересно посчитать, сколько раз там употребляется "Бог", "Христос" или "Царство небесное" и добродетели разные, а сколько - "царь", "православная страна наша", "Русь православная" и "верность царю".

Вот знаете, сколько в Византии (которая у нас теперь считается таким прямо замшелым местом "ужасной" симфонии царства и священства, ага) было мятежей, сколько раз там императоров свергали и убивали даже, сколько там было всяких заговоров да измен, и святые, в том числе патриархи или епископы, на разных сторонах, бывало, оказывались?! Но ни в одной службе ни одному святому ничего даже вот близко такого не присутствует. Ни один святой никогда не бывал похваляем за "верность царю" земному или там "православной стране". По кр. мере я до сего дня ничего подобного не встречала ни в одной византийской службе. Вот про противление "богоненавистным царям" там можно найти, т.е. тем, которые ереси поддерживали. А вот про верность православным царям - неа, ничего нет.

Потому что Византия была христианской Империей. А Россия никогда не была христианской Империей. Она была "православной" деспотией. Вы удивляетесь, чего это ныне на почве русского мира "ватники" сошли с ума? О-о. У них богатая, очень толстая подложка. Говорите, у нас сейчас совок, а Россия кончилась вместе с революцией? Ну-ну. Вы лучше подумайте, почему она кончилась, и что это вообще была за Россия. И так ли уж она сильно отличалась от нынешней РФ.

...В жизни больше эту службу Ермогену служить не буду. Всему есть предел, но нет предела российскому царелизоблюдству.
Схолии 
2-мар-2015 11:58 am - Спасибо)
за трезвомыслие и ваше ЧЮ :)
2-мар-2015 12:07 pm
Диву даешься, когда узнаешь, что в такой религии Государства, как русское православие, существует еще и ересь царебожников.
2-мар-2015 12:23 pm
Все-таки, с Ермогеном особенная ситуация - там же не просто "мятежники и изменники", а латиняне. Или этот момент в каноне особенно не подчеркивается?

А если сравнивать с Византией - есть ли прецеденты канонизации каких-нибудь борцов с латинянами в 1204 и далее (не апологетов, как Марк Эфесский, а именно политиков, пусть и церковных)?
2-мар-2015 12:43 pm
ну, там говорится про то, что он встал за православие, но нигде нет слова "ересь". единственное, что там есть, это что самозванец "облекся в нечестие", а святой этому нечестию противустал, исповедая православную веру.
у нас же католики до революции еретиками не считались, как глаголал "великий Филарет Московский" ))) типо, чтоб их еретиками признать, нужен вселенский собор. так что куда безопаснее сражаться за "православного царя", чем против еретических захватчиков.
в Византии-то бы конечно сделали упор именно на борьбе с еретическим засильем.

про святых политиков 13 в. не знаю, но в принципе просто не было никакой традиции представлять поддержку православного царя как добродетель. добродетелью была борьба за православие. вот Палама напр. поддерживал Кантакузена, был против солунских "зилотов", пострадал от Анны Савойской, но ни в каких службах ему ничего подобного не упоминается. только борьба с ересью.
2-мар-2015 12:23 pm
да, канон мозголомный, здорово, что Вы обратили на него внимание.
А какой памятник в Александровском саду, кстати, поставили - ведь чистый Саруман, право.
2-мар-2015 01:11 pm
Я вчера отдавала букинистам большое количество книг самовывозом. В том числе отдала наконец огромный репринт двухтомной дореволюционной "настольной книги священнослужителя".
Решила на прощание полистать. Открылась глава об исповеди - наставление священнику, какие вопросы задавать кающимся.
Там предлагалось задавать вопросы сообразно 10 заповедям.
И вот - заповедь "Почитай отца и мать".

И священнику предлагается первым пунктом, дойдя до этой заповеди, спросить у исповедующегося человека, ...
нет, не почитает ли он своих родителей, что казалось бы напрашивается.

А напомнить ему, что православный царь дан всему народу как отец и попечитель. И потому умышлять что-либо против царя и не признавать власти его - большой грех.
Поэтому, "чадо, не согрешил ли ты так? Не умышлял ли против царя? Не отлынивал ли от молитвы за царствующий дом?"

Вообще эта книга была квинтэссенцией кошмарности дореволюционного "греко-российского Православия". Помню, как меня шокировал рассказ о рационализаторстве одного приходсткого батюшки, который во время исповеди поставил рядом с аналоем амбарную книгу, чтобы было удобнее вести учет исповедующихся.
Ибо нужно было исповедоваться, чтобы расписаться в благонадежности государству.
Сразу стало как-то мерзко.
2-мар-2015 06:55 pm
о, ну НКС это ваще песня )) там, говорят паламиты в одном месте названы еретической сектой, а Палама в др. месте - святым.
ладно вопросы, попы ведь еще обязаны были доносить на тех, кто кается в злоумышлениях против власти.
2-мар-2015 04:20 pm
На самом деле, вот это была бы достойная тема для долгого исследования: "Империя в ромейской агиографии и литургийной традиции". Да еще русскую традицию пропахать. А потом уже сравнивать. Насколько я знаю, ничего подобного пока не написано, а по-сему не стоит и спешить с выводами. И ромеи любили обоживать свое государство вплоть до "священное Христово царство". Вообще, за словом в карман не лезли. Стоит только поверить им на слово и отождествить символ и реальность - будет вам тоталитаризм, во что многие византологи сами верят и верили.
Согласна, что у ромеев дистанция между символами и действительностью держалась строже (хотя не всегда - хоть Дагрона почитать), чем у русских. И идея "священного народа" не столь любезна была. Последнее, думаю, можно объяснить и тем, что у ромеев, в отличие от русских, был огромный исторический опыт борьбы с гениальным язычеством. У русских язычество было варварским и сама народность рождалась одновременно с христианством и благодаря христианству. Одно дело Платон и Еврипид, другое - блины и Мокошь. Оснований для дистанций не было, потому условия для отождествления народа и веры - более благоприятные (у В.Н. Топорова в его работах по истории русской святости об этом здорово написано на примере Илариона Киевского) Хотя и у ромеев "священнонародие" встречалось, в т.ч. как римское наследие (очень интересны работы Калделиса недавние на тему византийской республики). Одним словом, всё всегда гораздо сложнее и интереснее.
Если о русской церковности перед Революцией говорить, то там то же всё не одним цветом и не в одну линию. Если посмотреть, что против синодального порядка поднялось после февраля 17 - еще репу почешешь. По крайней мере, если, к примеру, прочитать работу Рогозного "Церковная революция, 1917 год".
2-мар-2015 05:56 pm
я здесь говорю о гимнографии и о том, за что прославляли святых. а уж византийскую гимнографию, по кр. мере общецерковную и вошедшую в комплект богослужебных книг, я знаю хорошо, ибо уже намотала по этим книгам кругов 15 как минимум.
во всяких светских речах и письмах можно разумеется найти всякие дифирамбы императорам (но русские и тут впереди всех - кажется, только у нас дошли до того, чтобы все относящееся к императору писать с заглавных букв, а то и прямо заглавными, тогда как в том же тексте "бог" писать со строчной).
2-мар-2015 04:21 pm
Был бы удивлен, если бы для святого, прославленного в 1913 году к 300-летию дома Романовых, было бы иначе.

Кто бы что ни говорил, я всегда спорил и буду спорить - мне также не нравится служба прп.Серафиму Саровскому, прославленного десятью годами ранее.
2-мар-2015 05:57 pm
служба Серафиму ваще никакая. с таким житием, как у него, можно было бы такую службу написать, о-о! а она никакая.
2-мар-2015 08:09 pm
Холопство.
И сейчас то же, любой начальник, любой чел при деньгах, или чел пропиаренный в СМИ, для холопов будет авторитетом.

Наверно поэтому популярны завывания: "батюшка всегда прав, батюшка не может ошибаться".

А еще характерна злость или даже недоумение бездарных расеянских генералов, как мол посмели "дикие" чеченцы две войны сопротивляться? у федералов тотальное превосходство в живой силе, в технике, а на горцев ну никакого впечатления,
другие на их месте, лишь услышав про авиацию и ракеты, приползли бы на карачках просить прощения, а эти о каких-та там принципах говорят, совсем рихнулись!

Edited at 2015-03-02 20:09 (UTC)
7-мар-2015 12:03 pm
Плюсуюсь многокиратно к службе Ермогену! Не хотите ли написать нечто Вы? Дядечка депйствительно пострадал. Сам по-себе был подвижник и Божий ч-к,да еще ситуация такая... Нормальной службы он-достоин! А то что написано... Ну,писал карьерист... Их много везде... Не только на Руси,но и в Европе им ход... И на востоке,очень даже...
Относительно же Руси дореволюционной-она отличалась и от Совдепии и от РФ. Тому свидетельства есть у эмигрантов. Мрак-не был полным как сейчас,но промышлял видными островками...
7-мар-2015 12:30 pm
я много чего хочу. вот если б взамен меня еще кто-нибудь спонсировал, да еще вторую жизнь.
16-мар-2015 06:00 pm
Уж не знаю, кто сей шедевр сочинил
Службу свщмч. Гермогену написал прот. Илия Гумилевский (1881-1963), профессор МДА. Будущий "непоминающий". По некоторым сведениям, в "катакомбах" принял монашество с именем Сергий.
Первоначальный (авторский) вариант был опубликован в "Богословском вестнике" в 1916 году: http://www.bogoslov.ru/bv/data/189086/516/493/1234/4187_1916_09_05.djvu
Очередной лист исписан апр 22 2018, 8:45 am GMT.