?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
интересный взгляд на религию 
Схолии 
13-мар-2015 12:24 pm
Что до "поисков исторического Иисуса" - так я с Вами, в общем, согласен. Попытки исторического понимания слишком часто происходят так: разработает историк-библеист представление о том, что такое иудейская традиция I века, радикальный средиземноморский кинизм I века, и т.п., и пытается уложить Иисуса канонических Евангелий в прокрустово ложе своих моделей. Дескать, что в эту модель укладывается, то аутентично, а что не укладывается, то более поздняя церковная выдумка. Иногда такие реконструкции интересны, но достоверность любой из них вызывает серьезные вопросы.

Но вот с жертвой, перихоресисом, кенозисом и пр., так просто не выходит. Воскрес Он, я не спорю. Но, раз дана Ему всякая власть на небе и на земле - почему же Он ее не применяет? Почему не продолжает то, что делал в земной жизни? Того сына вдовы, ту дочь начальника воскресил не замедлив, а многих других сыновей и дочерей не воскрешает? Что тут можно ответить, кроме того, что у Него всё не так, как у людей, и и тысяча лет, как один день? Но разве Он не понимает при этом, каково людям? Мы-то в нашем времени живем и чувствуем, а не в Его вечности. И если не понимает, то куда же делась Его человечность?

Чем больше я обо всём об этом думаю, тем сильнее убеждаюсь, что никаких честных, не основанных на казуистике ответов на эти вопросы не существует. И, в конечном итоге, незыблемой остается только одна истина - есть Свет, это не ложная надежда, не самоуспокоение, не самообман.

Иначе говоря (другая формулировка для той же самой мысли), из страданий есть выход, потому что страдания не бесконечны, потому что реальность страданиями не исчерпывается. При этом Свет, конечно, никого через мясорубку не проворачивает, и никак за мясорубку не ответственен. Свет светит, и всё.

То, что реальность не исчерпывается страданиями, можно доказать чисто рациональным образом. Но проблема в том, что логические аргументы не имеют значения для человека, который страдает здесь и сейчас. Поэтому и авраамические религии, и дхармические ("восточные", индийские и китайские) религии не доказывают (или не только доказывают) истинность Света, а учат, как его непосредственно "увидеть". Иначе говоря, как страдающему человеку на опыте пережить ограниченность своих страданий.

Я думаю, что в конечном счёте христианство прочно не своими догматами, и не своими эсхатологическими спекуляциями, а возможностью выйти за пределы собственного страдания, которую даёт страдающему человеку Иисус Христос. Каждый страдающий человек, созерцая страсти Христовы, может увидеть в Его страданиях также и свои страдания, а значит - посмотреть на них извне, отделяясь от них в этот момент. Отделившись же, перевести дыхание, и, продолжая смотреть на Христа, заразиться Его мужеством. Всё прочее - это уже интерпретации.



Очередной лист исписан май 26 2019, 9:21 pm GMT.