?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
православное мыло 
10-май-2015 04:03 pm
пиратка
"Имеет ли жизнь человеческая четко ограниченный предел свой или нет?"

Анастасий Синаит отвечает: нет, заранее число лет никому не предписано, но пределом является "воля и повеление Божие, когда Он велит и по этому велению жизнь покидает человека". А непоколебимого предопределения нет.

Ну окей, ясно. Кажется, на этом бы и закончить? Но он дальше говорит, что "отсюда" (т.е. из учения о предопределении) "рождается лукавое манихейское учение", состоящее в том, что если Бог все заранее знает, что будет (по Даниилу), и при этом "хочет всем спастись", "не желая, чтобы кто погиб" (как говорят апостолы), то почему он не забирает из жизни людей вроде Иуды или Юлиана Отступника или какого-нибудь человека, который сначала жил благочестиво, а потом впал в грех? Ведь если б Он их забрал до того, как они страшно нагрешили, они бы могли спастись!

О, думаю, какой хороший вопрос! Но дальше меня ждало полное разочарование. Вместо того чтобы отвечать на вопрос, Анастасий таким образом переформулирует учение предполагаемых манихеев: "Ведь если бы Бог хотел их спасения, то Ему надлежало бы еще до падения предопределить пределы жизни их", - а дальше посвящает еще одно рассуждения доказательству того, что предопределения нет.

Что-то я не догоняю. Во-первых, как это манихейское учение следует из веры в предопределение? А если я так скажу: Бог хочет всем спастись, не желая, чтобы кто погиб, и при этом (по Анастасию) жизнь покидает человека по повелению Божию, - так почему же Он относительно каждого человека (ну по кр. мере каждого благочестиво живущего) не обрывает их жизнь в подходящий момент, т.е. пока они еще не впали в страшные грехи? (Тем более это даже в Библии сказано: "восхищен быв, да не злоба изменит разум его"). Ну взял бы повелел - и Юлиан бы помер до того как стал язычником, а какой-нибудь еретик - до того как отпал от православия, они бы и умерли, и м.б. спаслись бы, в чем проблема? Можно подумать, отрицание предопределения в пользу независимого "повеления Божия" каким-то образом решает проблему.

И это Анастасий счел, что он опроверг манихеев? По-моему, он просто замылил вопрос, и только.
Схолии 
10-май-2015 01:47 pm
Юлиан отрекся не от христианства, а от арианства, которое было на тот момент официально признано. Кроме того, он вернул из ссылки противников арианства.

Ересь хуже язычества. Юлиан мог бы со временем, когда понял бы, что его реформы язычества неуспешны, и если бы ортодоксы помогли ему, выбрать другой путь.
11-май-2015 05:59 am
Манихейское учение о предопределении изложено в Кефалайе, как раз сейчас пишу комментарии на нее: http://volgota.livejournal.com/tag/%D0%BA%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D1%8F
Там в первых главах.
Афанасий излагает, очевидно, какое-то свое мнение об этом, причем я как манихей даже не совсем понимаю, что он имеет в виду. У нас нечто довольно простое - раз две субстанции, то любое спасение и вообще что-либо доброе может быть предопределено только светом (то есть Богом). Поэтому нет оснований в какой-либо гордости, так как все равно все хорошее от Бога. Причем пока человек не умер, не известно, к чему он предопределен, так как в течение жизни люди меняются: Иуда от доброго перешел ко злому, а Павел от злого к доброму. В принципе вот, и все, а что имеет в виду Афанасий и вообще к чему он, собственно, придирается, я не понимаю вовсе.
Очередной лист исписан окт 15 2018, 12:26 pm GMT.