?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"монастырь моей мечты"? 
23-май-2015 08:01 pm
тень
Странность современного православия в том, что оно оперирует разными понятиями как чем-то, чье значение всем априори известно. Например, конфа "Монастырь моей мечты" - обсуждение начинается с того, как жить монахам в монастыре. Тогда как в реальности надо сначала обсудить, кто вообще такой монах и зачем человеку жить в монастыре. Как собственно и со всем православием: говорят, надо ходить в церковь, надо исповедаться, надо причащаться, надо поститься, надо не делать того, а делать это... - а зачем? Вот в чем вопрос. Что называется, "у меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ" ))

Кстати, вообще непонятно, откуда взялась эта идея, будто люди устремились в монахи, чтобы стать "настоящими" христианами в пику наводнившей Церковь толпе. Христос вообще-то не учил бежать от людей в пустыни. Страшный суд, описанный у Матфея, полностью основан на добродетелях, связанных с поведением относительно других людей - причем вполне определенных классов людей, которых в общежительном монастыре, а тем более в пустыне ну никак не сыщешь. Монашеская же идеология прямо заявляла, что надо наплевать на всех людей, "я уже год как в могиле", а заниматься исключительно собой - все эти депривации, борьба с помыслами и прочие удовольствия, - а с людьми вообще лучше не встречаться, а если встретился, вести себя "как пришелец и странник". Какое все это отношение имеет к учению Христа? "Раздай имение и следуй за Мной"? - так Он это сказал во вполне определенной ситуации: следовать за Ним предлагалось, чтобы заниматься проповедью Евангелия, т.е. именно ради спасения окружающих людей опять же, а не индивидуальной аскезы.

С этой т.з. в пику толпе, наводнившей церковь, надо было не в пустыню бежать, а заниматься благотворительностью и проповедью в миру - "так да светит свет ваш пред людьми" и пр. Добрые дела опять же. Какие добрые дела люди могут увидеть в монахе, бежавшем в пустыню? Очень просто - никаких. Так что все это монашество придумали вовсе не те, кто жаждал "совершенного христианства", а те, кто жаждал убежать от людей, и только. Ну есть люди мизантропическо-эгоистического склада, которым нахрен никто не нужен - отправить жену/сестру/мать в монастырь, детей сплавить на воспитание родственникам - и бежать! Ну, своя рука владыка, но зачем было создавать идеологию, будто бы это и есть "совершенное христианство"? Да еще плести словеса о том, будто "накормить свою душу" - дело более великое, чем накормить тысячи голодных? Ну не любишь ты людей, так бы и сказал, Христос-то тут при чем?

Монашество это не про христианство, которое изначально было религией общины, а про индивидуализм. И с этой т.з. единственный смысл монашества - достижение мистического брака души и Бога, для этого дело оно удобно, конечно. Но, опять же, какое отношение к ТАКОЙ цели монашества имеет монашество общежительное? - а никакого. Общежительное монашество это колхоз: человек сбежал из одного общества и пришел в другое общество, где его поработили по типу тюремной жизни или армии, и это почему-то считается очень спасительным. Почему? где такому Христос учил? непонятно. Апостолы вроде тоже ничему подобному не учили.

И к чему все это пришло? - к тому, что не сыщешь вообще монастыря, куда мог бы христианин придти и научиться там умной молитве, работе над собой и своим сознанием. Его там научат разве что картошку чистить, поклоны бить, выстаивать многочасовые службы непонятно зачем и слушаться вышестоящих. При чем тут опять же христианство? Оно было бы при чем, если бы православные монастыри были подобны иным монастырям восточных религий: одни люди там все время живут, а другие могут на время поселиться, поучиться медитации, работе с сознанием и пр., получить какой-то духовный опыт, а потом возвращаться к своей обычной жизни, неся в нее тот свет, который получили в монастыре. Но в православии такого не сыщешь.

Или вот, говорят, сейчас монашество может существовать в виде "идиоритма": каждый живет как хочет, работает, а все вместе собираются на богослужение. Все хорошо, но чем это отличается от жизни мирян? Они тоже живут по-своему, работают, а по воскресеньям приходят на богослужение. Получается, монахи это просто те, кто ходят на богослужение каждый день, а не раз в неделю? Но это смешно. Я знаю и мирян, которые ежедневно служат. Да и сама я, было дело, по неофитству каждый день в церковь бегала, когда могла. Это еще не монашество. Монашество это жизнь наедине с Богом и работа с сознанием, мета-нойя, которая должна приводить человека к совершенно новому состоянию. Если ничего подобного не происходит, а человек за годы как был таким же, так в целом и остается, то все эти общежития, идиоритмы, ежедневное богослужение, посты и прочее - чушь никому не нужная.

Но мой-то "идеальный монастырь" это вообще ни разу не традиционный монастырь. Это, скорее, сообщество интеллектуалов, которое в сутки какое-то время (весьма умеренное) посвящает богослужению, какое-то - медитации, а прочее - научной и творческой деятельности, а также, по мере возможностей, благотворительности и просвещению. Правда, к православному монашеству традиции это не имеет почти никакого отношения )(
Схолии 
23-май-2015 06:07 pm
Да, в таком устроении, это скорее буддистский монастырь :-) .

Edited at 2015-05-23 18:09 (UTC)
23-май-2015 06:08 pm
Вот-вот. Можно быть
- замечательным администратором- епископом,
- пламенным священником,
- монахом- аскетом,
а как христианину не состояться. Тогда зачем все эти
попытки выпрыгнуть из обычных штанов в долгополые тряпки?

Зато "мы тут сохранили!..." Что, позвольте полюбопытствовать, сохранили?
Традиции? Они мертвят. Дух? А что, тебе его предыдущий наставник "вдохнул"?
Так что же тогда? Молчит хомяк...


(Удалённый комментарий)
23-май-2015 07:44 pm
Вот его и закрыли и даже снесли, чтоб не оскорблял чувства.
24-май-2015 12:39 am
а) кто будет кормить сообщество интеллектуалов и обслуживать их бытовые нужды?
б) зачем интеллектуалам элемент казармы: общий распорядок, начальство?
в) да и собственно аскеза зачем, если цель - интеллектуальная деятельность?
24-май-2015 02:36 pm
сами себя они прокормят грантами и фрилансом ))
ну, обслуживаю же я свои бытовые нужды, и там бы обслужили как-нибудь по очереди.
а аскеза и не нужна. если Вы о всяких там депривациях. я вообще не сторонница деприваций. интеллектуал должен хорошо питаться и достаточно спать, а иначе мозги работать не будут.
25-май-2015 03:13 pm
Это опять же буддизм. Будда пришёл к выводу, что аскеза вредна, поскольку нельзя умерщвлять никакие живые существа, а ограничение и есть умерщвление.
24-май-2015 04:53 pm
монастырь моей мечты - для начала, вне МП.
24-май-2015 04:57 pm
увы, вне МП никаких особо лучших монастырей тоже нет.
24-май-2015 05:01 pm
не знаю, но гипотетически.
Т.к. в центре гомопедриархии, с ними точно беда, особенно, что последних духовников убили около 1917г., а за 80 лет до этого Брянчанинов назвал их "гибельными омутами".
25-май-2015 07:48 am
Думаю, что и Ваш "монастырь мечты" не имеет отношения к христианству. В точности потому, как Вы же и описали :)
25-май-2015 09:11 am
Верно подмечено.
По сути то же самое, только вместо "грядок и картошки" - "интеллектуальная творческая деятельность".
25-май-2015 09:04 am
Ну почему не имеет отношения? Везде кроме России подобные м-ри есть или могут быть созданы. В Греции почти поощряется,даже. У католиков вообще ордена,и есть близкие по форме. В России такое возможно только как нечто совсем неформальное и неофициальное,увы. И проблема тут не в "традиции",а в банальном,почти уже генетическом "совке".
Если ,например,считать что-либо восприятием "традиции"(даже дореволюционной! со всеми ее минусами!),то такое восприятие предполагает некую целостность. А в наших "колхозах" отсутствуют очень важные части,без которых-это не традиция уже. То есть,некий прецедент,новый по сути в христианском мире. Но отнюдь не в окружающем внехристианском. И эта,новейшая ,традиция описана,и очень подробно,совсем не церковным писателем. По кр. мере,внешний ее "костяк" и большая часть внутреннего содержания. Говорю как ч-к хорошо изучивший данный вопрос и испытавший на себе. А имею ввиду Солженицына и его монументальный труд...
Относительно же устремлений первых монахов,судя по источникам ,у них ситуация была близка к современной. То есть,желающий проповедывать о Христе -оказывался в вакууме. Его не слышали те люди, к которым и необходимо было обратить проповедь. Действия обычного человека,не страдающего сотериоманией? Логично же-образуйся и попекись о своей душе,о своей личной человечности,о своем уподоблении Христу,чтобы,возможно,затем твоя проповедь не была пуста... Соответственно,к мизантропии это не имеет никакого отношения. Хотя,конечно,мизантропов и эгоистов всегда и везде хватает...
25-май-2015 09:57 am
Надо вводить понятие "христианское товарищество". Не "братство" или "община", где подразумевается совсем уж все общее, некая дисциплина и т. д. А такой договор коллективный с четким описанием прав и обязанностей.
Очередной лист исписан окт 21 2018, 3:58 am GMT.