?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
в плену иллюзий 
17-июл-2015 03:14 pm
тень
Проблема христианства в том, что оно обещает золотые горы, но когда-то невесть когда, через десятки лет, а то и вообще после смерти. Хотя Христос вроде как говорил, что если кто ради Него оставит то, это и вот это, то в ЭТОЙ жизни уже приимет сторицей. А Златоуст говорил про Закхея, что мол, он, влезши на дерево, поднялся к небу на пару метров, и тут небо сошло к нему в дом. Красиво, да. Многие экзегеты говорили подобные красивые вещи.

А на деле христианство не дает ничего превышающего обычные земные блага, да что там превышающего - даже ничего равноценного человеческому счастью, любви, любимой работе, любимым занятиям, от которых человек получает удовольствие, любимым книгам, творчеству, хобби, науке, путешествиям, детям, в общем у кого что. (Ведь, в самом деле, не сводится же "мир сей" к телевизору, пиву, жратве и сексу, зачем упрощать? человеческое счастье все-таки состоит не в этом.)

Сейчас христиане возмутятся, но ведь это легко проверить. Просто поставить мысленный эксперимент - представить, что из жизни исчезает все, что тебе дают твои земные интересы, занятия, увлечения, а остается только то, что ты поимел от христианства - от молитвы, там, посещения храма, покаяния, чтения духовных книг итп. И спросить себя: равноценно ли одно другому? согласился бы я ТОЛЬКО на христианское имение БЕЗ имения мирского? согласился бы я променять ВСЕ мирское имение на имение христианское?

Конечно, христиане любят свою духовную жизнь и то, что она им дает, о да. Нельзя сказать, что она им ничего не дает. Но они любят ее не безусловно, а пока у них есть ЧТО-ТО ЕЩЕ. Другое, мирское, то, в чем они получают самореализацию, удовлетворение, душевное тепло, пищу для ума и эмоций и пр. - т.е. все то, чего в христианстве они не получают, но без чего человеку быть счастливым и удовлетворенным очень затруднительно. (Ну, я не беру тут людей специфического психотипа, ежу понятно, что таковых не так уж много и большой вопрос, много ли найдется желающих им уподобиться.)

А ведь аскеты и тот же Палама говорили даже не как Златоуст - они говорили, что надо оставить все и много лет подвизаться, и только через много лет ты узришь те самые блага - бесстрастие, фаворский свет и пр. А до этого надо много лет себя по всякому убивать и терроризировать, по сути, отказаться от всего этого человеческого. Иначе никакого тебе фаворского света. Но много ли найдется людей, которые согласны ВОТ ТАК последовать св. отцам ради бесстрастия, чтобы узреть Христа и все такое?

Не-а. Мы думаем, что мы любим отцов и их духовные наставления. Только вот любим мы их от забора до обеда. Пока нас не заставляют ради следования отцам отказаться от своих любимых людей, занятий, книг, увлечений и пр. Пока мы можем совмещать то и другое. И нам кажется, будто христианство нам много дает. Будто и впрямь мы от чего-то отказались/воздержались ради Христа, и Он нам отвешивает сторицею.

Не стройте иллюзий. Просто подумайте - что останется от оной "сторицы", если у вас отберут все остальное, чем вы живете ))
Схолии 
17-июл-2015 12:47 pm
А что дает нам воздух?
представьте себе, что у нас останется только воздух. И ничего больше - ни любимых занятий, ни семьи, ни красоты. Только - воздух.
Кто так сможет жить?
Похоже это Ваши рассуждения? Значит ли это, что воздух - нечто неважное. Пожалуй, когда дышишь, особо роль воздуха не замечаешь.
17-июл-2015 01:55 pm
если применить Вашу аналогии то речь о том, что жить НУЖНО ТОЛЬКО воздухом, а пить есть, слушать музыки и вообще - ни в коем разе, только дышать, глубже и глубже...
(Удалённый комментарий)
17-июл-2015 07:23 pm
Считается, что если будешь подвизаться, то можно опустить все обычные человеческие доблести, словно перескочить через ступеньку.
Словом можно быть непроходимым тупицей или дрянь-человеком, хоть сергианином или крымнашем, но ежели исполняешь духовные подвиги, то верным путем идете, товарищи.
18-июл-2015 11:28 am
вот-вот. да главное, и подвигов-то на поверку нет никаких. так, как отцы, никто не живет да и не собирается.
17-июл-2015 08:21 pm
Хороший вопрос Вы задаете. Правда, я с Вами согласен, что он риторический. Но позвольте ответить вопросом на вопрос: возможно ли это вообще, чтобы человек увлекся христианством (не Церковью и ее историей, не литургической эстетикой, не "отцами", а вот именно самим Христом) без того, чтобы перед этим пережить какой-то серьезный надлом в своем отношении к земным интересам - ко всем своим земным интересам, я имею в виду? Не так, чтобы полностью от этих интересов отказаться (я думаю, что какие-то земные, даже бытовые интересы, сохраняются и у самых что ни на есть аскетов, обретающихся в пустыне), но так, чтобы хоть на момент от них отшатнуться. Что может быть мотивом обращения к Христу, кроме такого надлома?

Ведь христианство - это, ИМХО, не альтернатива земным интересам, а их предел. Христианство - это не о том, как жить, а конкретно о том, как страдать и умирать (а о том, как жить - лишь во вторую очередь, постольку, поскольку страдания и умирание - это неотъемлемая сторона жизни).
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
17-июл-2015 09:44 pm
Я Вам еще по поводу где-то Вами нарисованной картины желаемого Рая хотел написать нечто вроде этого.

Но вот представим: допустим, Рай без занятий примерно тем, чем Вы сейчас занимаетесь, Вам не интересен. Сейчас кажется, что это допустимо. Но представьте даже не Рай, а просто бессмертие, где впереди - еще какой-нибудь жалкий миллиард лет с возможностью осваивать новое хотя бы с той же скоростью, что Вы делаете теперь. И тут же оказывается, что, скажем, занятиями Византией, на которые в нынешних условиях не хватит сотни жизней - это не то, чем можно занять такой промежуток времени. Как может индивид, столько живущий и столько развивающийся, посвятить себя какому-то жалкому отрезку истории в 1000 лет, изучать бесконечно людей, которые были настолько ограничены условиями времени и пространства? То же самое примерно можно сказать о любом другом гуманитарном знании, и о романах с интересной нам сейчас проблематикой.

В общем, даже продление жизни на миллиард лет вперед, не говоря уже о бесконечности, неизбежно ведет к тому, что сохранить что-то похожее на текущую Вашу личность не удастся. Или это будет жуткая стагнация, которую представить даже страшнее, чем отказ от "земных благ", даже в самом высоком смысле этого слова.
18-июл-2015 12:13 pm
ну, если б у меня впереди была 1000 лет, я бы изучила все науки, какие есть, побыла бы физиком, психологом, химиком, биологом, геологом, археологом, да кем только не )) объехала бы мир, да мало ли что можно сделать за тыщу лет. к тому же потом бы вообще уже другая жизнь началась, прогресс не стоит на месте, так что мы либо гикнемся, либо интерстеллер или что-то такое. и разумеется, через 500 лет я бы писала романы о другом - но все-таки писала бы. а еще бы я стала художником, и музыкантом! да что, даже если брать одну византинистику, то я вот конкретно сейчас не прочь бы добавить себе еще лет сто жизни, чтобы сделать все то, что хочется. а Вы говорите.

конечно, в конце концов все можно наскучить. но дело не в этом. дело в том, что взамен. вечное плавание в фаворском свете - опять же при потери собственной личности?
(Удалённый комментарий)
18-июл-2015 02:39 am
Не люблю противопоставление христианства естественным (негреховным) радостям жизни, оно мне кажется слишком искусственным и неправильным. Почему любимая работа, семья, самореализация и проч. должны быть противопоставлены христианству? Не всё в "мире сем" есть грех.
Кроме того, не совсем корректным мне кажется требование от христианства что-то дать, причём дать побольше, чем вот там дают.
18-июл-2015 12:22 pm
речь не о том, что все грех (хотя почитаешь аскетов, так можно и так решить)(
речь о том, что христианство предлагает от многого (очень многого) отказаться в пользу не только будущих, но уже нынешних благ, а вот в реале этих благ не видать.
видите ли, если мы пришли в какое-то место и нам говорят: ну, вот, хотите - живите тут вот так, а не хотите, не живите. это одно. но мы пришли, а нам говорят: если вы будете жить вот так, вам будет дано то и то. а в реале - ничего нет. какой отсюда вывод? - либо что нас обманули, либо что мы не живем так, как должны жить христиане и НЕ ЯВЛЯЕМСЯ ИМИ вообще. достаточно вспомнить хотя бы Ин 6:35, 7:38-39, 14:12; Мк 9:23, 16:17-18; Мф. 17:20; Деян. 2:17-18.
если же поглядеть с обратной стороны - как должен, по тому же Евангелию, жить христианин (Нагорн. проповедь или описание Суда у Матфея), то вывод будет тот же самый.
18-июл-2015 06:38 am - suum cuique или sapienti sat
Из "Дополнений к диалектике мифа"
(осень 1929г.)

[Философия истории]

"Бог - вот где подлинная свобода."

"Раб не потому раб, что его утеснили. Рабом человек делается потому, что он раб в своем собственном сознании, раб по душе, потому что у него рабская душа и недоступны ему переживания свободы. Не стоит, бессмысленно освобождать такого раба. Всякую свободу он все равно обратит в рабство. Аристократ, в платоническом сознании, есть внутренне духовно-свободный и прекрасный человек. У него нельзя отнять его свободы, ибо свобода - его субстанция, а не акциденция [лат. - случайное, преходящее свойство предмета].
Почему многочисленное рабство в древней Греции не могло смести в течение двух тысячелетий небольшую кучку аристократов? Потому, что каждый раб считал это положение нормальным и аристократ, действительно, был лучше его, истиннее его и раб нуждался в нем больше, чем тот в рабстве.
Общество делится на два класса. Платон [428 или 427-348 или 347 до н.э. - древнегреческий философ] называет первый класс философами, второй - ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы - созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса - послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов - умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса - кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа - мудрость, добродетель рабочих и крестьян - послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев."

"Философы и монахи - прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне - безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи - тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне - грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии."1
18-июл-2015 07:07 am
Если безоговорочно не принимать Христа, зачем тогда такое "христианство"?
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 44-46)
18-июл-2015 01:16 pm
что значит - безоговорочно? если безоговорочно, то Мф 19:21. иначе это все говорильня. многие говорят о своей любви к Христу и о том, как Он им дорог, но я бы хотела узнать, от чего они реально отреклись, чем пожертвовали и что сделали ради Него. а болтать и я могу.
18-июл-2015 01:40 pm
Вы так пишете,как будто в мысли отцов-аскетов было создание "стерильного христианина",вне человека и человечности вообще.)))
Христианство и не претендует на "все" в человеке,и даже на "все" в душе ч-ка. И максимализм Отцов относительно погружения "всего ума,всего сердца,всей души" в Евангелие тут совершенно не опасен. Т.к. даже "определенным личностям" трудноисполним, и все-таки больше призыв чем техническая иструкция. Рассчитано на то,что хотя бы некоторое зерно христианства прорастет в душе и поспособствует изменению души к лучшему в ней, уж насколько удачно или в каком объеме-вопрос другой...
18-июл-2015 01:42 pm
судя по патерикам и пр. так оно и было - вне человечности. "ангельское житие" и пр.
18-июл-2015 02:32 pm
Патерики и пр.-в т.ч.,литературные произведения,написанные в обществе с существенной потребностью в идеализме. Так сказать-икона. Мы же не требуем от иконы даже портретного сходства. Оно желательно,но необязательно. Если взять документальные свидетельства о жизни многих святых,особенно, оставленные их недругами- там не все так ангельски-благостно. Думаю,что в жизни и патериковых святых было много того что по идеологическим соображениям писателей в их "образ" не вошло...
18-июл-2015 06:43 pm
Относительно же "дает" христианство что-либо христианину и что именно-каждый христианин,исходя из своего опыта,решает сам.
Исходя из собственного,могу сказать-дает настолько насколько берем. А возможность "взять" очень от многих причин зависит...
Частично это верно и в отн-и "максимальной" аскетики. Только там еще 3 условия действуют: 1.для занятий "по максимуму" нужно,чтобы этот максимум соответствовал на данный момент жизненной необходимости ч-ка,т.к. именно "максимум" не является обязательным("аще хощеши совершен быти..." и т.д.), иными словами еще д.б. воля Божия применительно к данному ч-ку на то, 2. нужно сильное желание самого ч-ка,соединенное с терпением и...отвержением души своей (в аскетическом плане,простыми словами-незаботливость ч-ка о сегодн.дне своей жизни,предание этой заботы Богу и бесстрашие перед смертью из отношения к Богу), 3. -жизненно в наше время,но действует/действовало не всегда и не во всех: необходимо понимание Писания и аскетической литературы,по возм-ти, не однобокое.
20-июл-2015 04:05 pm
Знаете, когда я обратился ко Христу, у меня сами собой отпали абсолютно все земные интересы и, тем более, блага. Причем, я ничем не жертвовал и никаких подвигов не совершал. Просто все само стало сором. Единственное мое аскетическое достижение - я бросил курить. Все, "чем я жил" мне стало не только не интересно,. но во многом даже и отвратительно.
И , в общем, так и остается, только у меня появиласт семья, дочь и связанные с этим обязанности. А прежние интересы так и канули в лету.
(Удалённый комментарий)
30-июл-2015 01:30 pm
Ну, а почему Вы думаете, что для Бога пишущий христианин это ненормально? ))
Я, если Вы заметили, вообще давно занимаюсь деконструкцией традиционной православности, т.к. мне этот образ жизни кажется идиотским. Разумеется, в прошлом были всякие святые, которые, кроме Библии, ничего не читали, а то не читали и ее, т.к. читать не умели, - и чо? ))) Христос что, распялся ради того, чтоб Его последователи добровольно стали даунами? Я не могу верить в такого Бога. Кто может - флаг им в руки, пусть ничего не пишут и отключают мозг.

Я допускаю только один вариант отключения интеллекта - если человек реально пошел в монахи заниматься такими же депривациями как египетские монахи 5 в., чтобы убить страсти и узреть фаворский свет итп. А весь этот колхоз, в который потом монашество превратили, это вообще бессмысленное учреждение. Депривации изобретены ради "духовной сублимации": человек всего (реально ВСЕГО) себя лишает, чтобы получить божественное (допустим для простоты, что он получает действительно божественное, а не психопатические галлюцинации).

Если же мы на такое не способны, то нечего и строить из себя египетских монахов. Если Бог дал человеку таланты, он должен их использовать, а не зарывать. В конце концов ничего дурного в сублимации я не вижу, сами отцы признавали, что бесстрастие это не отключение способностей души, а перенос их на божественное - т.е. опять же сублимация. Но как по мне, я лучше буду романы писать про человеческую любовь, чем гимны а ля Симеон НБ или там Каллист Ангеликуд про "божественные совокупления". В наше время это как-то смотрится, кхм... уже не так, как прежде.

Лично я считаю, что творчество это в конечном счете уподобление Богу, сотворение миров и - чем не обожение? ) Не все же должно сводиться к видениям фаворского света - в конце концов, это ни из чего не следует. А если судить по том, что сказано у Матфея о страшном суде, так от христиан потребуют человеческого отношения к ближним, а больше ничего.
(Удалённый комментарий)
Очередной лист исписан дек 13 2017, 11:06 am GMT.