?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
пожар душевный... 
29-окт-2015 01:07 pm
тень
"Когда душа неистовствует и как бы сотрясается неудержимой любовью к единому Желанному, вместе с ней волнуется и сердце, духовной пляской выдавая общение с благодатью и словно порываясь отсюда к обетованной телесной встрече с Господом на облаках.Так в напряженной молитве, когда разгорается нечувственный огонь, зажигается умопостигаемая лампада и томление ума вспыхивает воздушным пламенем духовного виденья, тело тоже странно легчает и разогревается до того, что, по слову изобразителя духовных восхождений, при взгляде на него кажется словно вышедшим из жара чувственной печи. Для меня один пот Христа во время Его молитвы уже говорит о том, что от упорного моления к Богу в теле возникает ощутимый жар. Что на это скажут уверяющие, будто жар от молитвы — бесовский? Неужели все равно будут учить молитве без борения, без напряжения, лишь бы только тело как-нибудь не обнаружило, соразмерно происходящей в душе борьбе, осуждаемого ими жара? Но тогда они станут учителями молитвы, не ведущей ни к Богу, ни к богоподражанию и не перестраивающей человека к лучшему."
(Григорий Палама, Триады, 1.3.32)

Что называется, привет йогам, которые медитацией высушивали одежду на своем теле. А Палама еще и говорит дальше:

"Залог будущих благ получает не только душа, но и тело, вместе с ней стремящееся к ним по евангельскому пути. Отрицающий это отвергает и воскресение тела в будущем веке. Но раз тогда тело тоже приобщится к неизреченному божественному добру, то конечно и теперь оно должно в доступной ему мере приобщаться к даруемой уму Божьей благодати".

Т.е. вот эти разгорячения тела на молитве и пр. подобные явления - доказательства воскресения тела в будущем веке и якобы явления эксклюзивно христианские, благодатные. Отлично просто.

Вообще, конечно, эпоха сравнительного религиоведения поставила на эксклюзивности христианства жирный крест. Ничего у Паламы невозможно найти такого среди его описаний эксклюзивной христианской жизни, чего не было бы в других мистически развитых религиях. Нет больше ни у чего этого силы доказательства. А Палама-то думал, что есть, и неопровержимая. Вот ведь казус какой.
Схолии 
30-окт-2015 04:59 pm
Какие еще "добровольные телесные страдания"? Палама вовсе не считает это страданием )) он пишет, что "тело тоже странно легчает и разогревается" - какое тут страдание? Христос, понятно дело, молился о мучительном, но это не общий случай, это просто один из примеров, который Палама и приводит. а прямо дальше он пишет:

"Нет, мы знаем, что, отвергнув в добровольной скорби воздержания чувственное наслаждение, к которому, увы! мы пристрастились, против заповеди, в молитве умным чувством мы ощутим божественное и нетронутое скорбью наслаждение. Кто испытал, как тело тоже чудесно перестраивается в том наслаждении, наполняясь чистой Божьей любовью, тот возглашает к Богу: «Сладки гортани моей слова Твои, слаще меда моим устам» и «Туком и жиром насыщается моя душа, и мои уста восхвалят Тебя языком радости» (Пс. 118, 103; 62, 6); и полагаемые им в своем сердце восхождения [81] радостно приобщаются к «Божьему блаженству и светлой ангельской страсти по мере боготворящих посещений Божьих светов», как сказал Дионисий Великий [82].
Если очистительное раскаяние перед Богом не ограничивается только мучимой душой, а переходит от нее на тело и телесное чувство, наглядным свидетельством чего становятся горькие слезы у скорбящих о своих грехах, то разве не благочестивым будет допустить, что и знаки духовной божественной сладости тоже запечатляются в телесных чувствах людей, способных ее вместить? Разве Господь не потому называет плачущих блаженными, что они утешатся, то есть плодом Духа в них будет радость? А ведь такому утешению и тело многообразно причастно. О чем-то здесь знают только испытавшие, но другое явно и глядящим извне: ласковый нрав, сладостные слезы, любезное внимание к собеседникам по слову «Песни песней»: «Сотовый мед течет из уст твоих, невеста» (Песн. 4, 11). Залог будущих благ получает не только душа, но и тело, вместе с ней стремящееся к ним по евангельскому пути. Отрицающий это отвергает и воскресение тела в будущем веке."

Так что он как раз таковые телесные проявления вроде легкости или жара считал благодатными (он еще где-то Марию Египетскую в пример приводит, что мол она так легчала, что на воздух поднималась на молитве) и залогом будущих благ. А то, что Вы говорите, из его текста не следует.
30-окт-2015 05:27 pm
+++Неужели все равно будут учить молитве без борения, без напряжения, лишь бы только тело как-нибудь не обнаружило, соразмерно происходящей в душе борьбе, осуждаемого ими жара?

Здесь он все-таки говорит о борьбе, борении и напряжении, то есть о неких, на мой взгляд, страданиях. "Легчает и разогревается" до пота -- это прямо к радости отнести, по-моему, нельзя. И в этом начальном отрывке он нигде не говорит, что эти явления благодатны

Но далее, Вы правы, он говорит, что "тело перестраивается" вслед за душой, и наслаждение души от молитвы переходит и на тело. И это уже явление благодатное.

Брянчанинов утверждает, что разгорячение первого рода, связанное со страданиями, нельзя относить к проявлению благодати. Но не говорит о разгорячении второго рода, приносящем удовольствие.

В этом смысле, на мой взгляд, они не противоречат друг другу. Ничто не мешает телесному мучению перейти затем в благодатное наслаждение, наоборот, это даже как-то логично, как мучение и воздаяние за него. Если речь, конечно, об умной молитве, а не о мучениях и наслаждениях какого-нибудь другого рода
Очередной лист исписан июл 22 2019, 10:38 am GMT.