?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
к вопросу об образе и подобии 
3-ноя-2015 12:23 pm
тень
Наблюдая реакцию некоторых читателей на злоключения одного не вполне добродетельного, по христианским меркам, героя "Восточного экспресса", я ясно поняла, откуда взялась в христианстве концепция вечного ада - да вот такие, а то еще и куда менее добрые люди ее и придумали, я в этом нисколько не сомневаюсь.

Кстати, именно после того, как я стала писать романы, я поняла, что никакого вечного ада не существует. По той простой причине, что у ТВОРЦА не может быть вечного ада для его созданий, ни для каких, даже самых что ни на есть плохих.
Схолии 
3-ноя-2015 09:40 am
У Творца ада и нет, говорят многие. Как нет и "плохих созданий". Все создания созданы хорошими. Но некоторые себя портят, и не хотят быть "У Творца". Создают свой обособленный мир, куда стараются Творца не пускать. Так и возникает то, что называют адом.
3-ноя-2015 09:45 am
ерунда все это, болтовня ни на чем не основанная. согласно христианской концепции, в ад идут не только все, кто не познал истинной религии, но и все те ее адепты, кто жил "греховно". что = сказать: Бог создает 99.9999...% людей ЗАВЕДОМО как пищу для ада. т.к. большинство людей не только не могут физически и психически примкнуть к истинной религии и стать "добродетельными" в том смысле, в каком об этом св. отцы вещают, но даже и узнать толком об оной религии им неоткуда. по "промыслу Божию" причем.
(Удалённый комментарий)
3-ноя-2015 09:41 am
Я наверное пропустил, не всегда успеваю за новостями здесь и в ФБ, Вы уже где-нибудь писали о том, как Вы понимаете евангельские "муки вечные" или "геенну"?
3-ноя-2015 09:47 am
никак не понимаю. если это не выдумки иудеохристиан, то тогда разве что как сказал Бердяев об этом: "Это есть вопрос о языке Евангелия и о непогрешимости авторитета текстов Священного Писания. Язык этот относительный, приспособленный к той среде, в которой жил и проповедовал Иисус, к тем традиционным религиозным понятиям, которых придерживалась эта среда. Притчи, которые в данном вопросе наиболее важны, целиком выражены в языке и понятиях еврейской среды того времени. Притчи предполагают даже существование социального строя, которого больше не существует. И в Евангелии божественный свет преломляется в ограниченной человеческой среде и затемняется".
3-ноя-2015 10:29 am
С приточным-то языком понятно. И понятно, что локализовать ад в каком-либо пространстве — это не тот вопрос, каким бы следовало бы заниматься в первую очередь... Вы пишете "поняла, что никакого вечного ада не существует". Я вот и интересуюсь, как именно Вы это поняли, раз поняли?
Я лично понимаю это пока так, что это есть определенное душевно-духовное состояние (ну, согласно, напр., словам преп.Исаака о вкушении геенны). И, кстати, вопрос о будущем всеобщем "воскресении мертвых и жизни будущего века" (разумеется, о воскрешении тела и жизни в телах), наводит на мысль, что если таковое "адское" состояние души будет иметь место, то по воскресении оно должно будет разделяться и телом, т.е. всем целиком человеком.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
3-ноя-2015 11:15 am
сказать честно, никакого желания "умолять" такого Бога я не имею. зачем мне вообще находиться с ним в одном месте. в ад, так в ад. там хоть компания интересная соберется ))
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
4-ноя-2015 01:04 pm
ну, я помню эти Златоустовы фантазии, да. пусть эти гамлеты сами верят в такого Бога и маршируют в такой рай. в конце концов, каждый достоин именно такого рая, в который он верит, я считаю.
4-ноя-2015 03:55 pm
Из ФБ Ваше: "...а Бог, по тому самому что заранее, еще ДО, сотворения мира знал все, что будет (если по христианскому учению), то уже ТЕМ САМЫМ, что создал этот мир, все и предопределил".
Если уж одно по христианскому учению, то и другое надо бы на ту же букву послать. У вас там разговор свернул со столбовой дороги на проселочную — о свободе воли; а Вы, как я понимаю, говоря о предопределении, имели в виду ту мысль, что Богом предопределено то, что основано на Его знании по предведению всего, в т.ч. и итога всех извивов человеческой воли. То есть всё изначально было предусмотрено, и геенна тоже в пассиве была заложена ввиду возможной (а с т.з. Бога — неизбежной) реализации греха. Вот, как по-вашему, по христ. учению Бог имел ад или, иначе говоря, страдание твари в Своем замысле или не имел? Ведь как можно отделить в Боге Его замысел от Его предведенья?

Edited at 2015-11-04 16:48 (UTC)
4-ноя-2015 04:51 pm
понятия не имею. все отцы, писавшие на эту тему, повторяют на разные лады, что предведение и предопределение - не одно и то же, что Бог предвидит, но не влияет на произволение итп. поэтому типа Он благ, а все зло - от тех, кто нарушил Его волю. все это было бы хорошо только в единственном случае: мир создан как великий эксперимент, и Бог НЕ ЗНАЛ, к чему все это в итоге приведет. если же Он все знал - и все-таки все создал, то я не понимаю, как тут можно эти два момента разделить. в конце концов, коль скоро Он всемогущ и всеведущ и всепредведущ, Он вполне мог бы создать такой вариант мира, где все было бы хорошо - или, если уж непременно должна была получиться мясорубка, не создавать никакого. а раз Он создал то, что имеется, значит, именно этого Он и пожелал.
5-ноя-2015 07:00 am
Предведение и предопределение — не одно и то же, конечно. Первое есть знание всего вообще хода вещей, каким кому/чему предстоит быть в его динамике развития. Второе есть определение или назначение всему своего места в бытии, согласно с предведением и, что гораздо существеннее, с благостью Божией. Вот эта благость, как один из главнейших атрибутов, должна бы, как мне кажется, занимать нас более всего — как в повседневной наличной жизни, так и в наших отвлеченных умозрительных экзерсисах. Да к этому пункту-то всё и сводится неизбежно. Тут либо благ, либо нет. Либо творение оптимально, либо нет (идея провального эксперимента явно проигрывает идее становления и совершенствования, пусть и через болезни роста и мясорубку).
То же касается и всеведения с всемогуществом. Бог может всё, но Его могущество не может входить в противоречие с Его же волей, а Его воля есть благая воля. Такая вот странная и непонятная благая воля. Но она есть и организатор, и координатор, и спонсор — и исток, и русло, и сила течения жизни.
И отделить замысел от предведения, как мне кажется, невозможно. И я не понимаю, как это удалось сделать Ж.-К. Ларше в его книжке "Бог не хочет страдания людей". В Заключении он подытоживает: "Страдание чуждо замыслу Бога по отношению к человеку и миру и не было заложено в них Создателем. ... Человек в своем первоначальном райском состоянии не знал страдания, и в замысле Бога не было того, чтобы он узнал его когда-либо". И это тем более странно, что сам же пишет о том, что "источником зла" является "свобода, которую Бог предоставил всем разумным существам (ангелам и людям), созидая их, дар, которым, из-за уважения к ним, Он в широком смысле позволяет пользоваться даже в том случае, когда этот дар используется во зло". Кроме того, непонятно, как вроде бы вдумчивый исследователь святоотеч. наследия не берет во внимание на поверхности лежащую мысль отцов о том, что человеку надлежало (!) пройти искус свободой. Уж не говоря об Иове и искушении Христа — об этом особом, по домостроительству, предназначении лукавого, отпущенного на некоторое время для испытания и упражнения рода человеческого...
5-ноя-2015 07:53 pm
Справедливости ради надо заметить, что не христиане придумали Шеол и подобные места.
5-ноя-2015 08:00 pm
шеол это не ад, как я понимаю, а просто некое подземное место, вроде как у греков. там не то чтобы сильно хорошо, но и крючьев тоже нет.
5-ноя-2015 08:06 pm
Крючья это уже дань эпохе. Аид - тоже местечко то еще... При этом, вечное.
Очередной лист исписан ноя 20 2017, 1:38 pm GMT.