?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
книжное за октябрь-декабрь 
Схолии 
31-дек-2015 03:31 pm
Спасибо. Пару книг внёс себе в список к просмотру.
9-янв-2016 11:03 am
Спасибо большое за обзоры! С большим интересом прочёл рецензию на Максима Исповедника, и на Библиотеку Фотия (о которой раньше слышал краем уха, но ничего о ней не читал), и на Бокэма.

А вот по поводу "Воскресения" я с Вами отчасти не соглашусь (если Вы не возражаете). Мне кажется, что у Толстого смещена перспектива. Ад, в котором жило большинство населения, с голодом, болезнями, широко распространенными убийствами новорожденных, он, конечно, не выдумал. Но таковы общие, неизбежные, практически природные условия существования всех "традиционных обществ".

Ведь это общества, жизнь которых регулируется законом Мальтуса. Население растёт, быстро становится избыточным, и вымирает от голода и эпидемий, затем снова начинает расти, снова вымирает, и т.п. То есть, большинство населения балансировало не на грани бедности, а просто на грани выживания - и периодически за эту грань падало. Это хорошо описывает (на примере Европы, но в других частях света было, в общем, то же самое)Фернан Бродель в 1 томе своей "Материальной цивилизации, экономики и капитализма XV-XVIII вв.

Потом, в XVIII - XIX веках в Европе происходит (в одних странах раньше, в других, в том числе в России - позже) чудо, порожденное экономическим ростом. Закон Мальтуса перестает действовать, население может расти, и весь прирост не вымирает от голода.

Отсюда и "демографический взрыв". Российская империя второй половины XIX - начала XX веков как раз переживала демографический взрыв - то есть, выходила из ада (выходила, но ещё не вышла). Социальные порядки империи и её правительство этому, по крайней мере, не очень мешали, а иногда и помогали. Я сам далеко не отношусь к безоговорочным поклонниками РИ, и считаю, что её руководителей можно во многом обвинять; например, Манифест 17 октября 1905 года опоздал лет на сорок.

Но если российских правителей и российские порядки периода от Екатерины II до Николая II сравнивать с тем, что было до них, и с тем, что наступило после них, то, ИМХО, придется признать, что это был самый приличный политический режим за всю историю Московского государства - России.

Ад, из которого выходила, но ещё не вышла, Россия рубежа веков, был, в общем, неизбежным, природным. А вот тот ад, который позднее устроили столь положительные революционеры, был уже полностью рукотворным. Толстой их не знал, ухватил в них только некоторые внешние проявления. А вот Достоевский - знал, и воспроизвёл логику поведения.
9-янв-2016 02:40 pm
не, ну голод и эпидемии это ладно, но вот эти убийства детей и вообще отношение к людям меня убило.
9-янв-2016 06:25 pm
Одно, видимо, вытекает из другого. Как в таком обществе - с такими условиями существования, высокой рождаемостью и высокой смертностью, может высоко цениться человеческая жизнь, в особенности - детская жизнь, тем более, жизни девочек?

Я не думаю, что когда-либо появятся надежные количественные оценки (всё-таки статистические данные до XIX века даже в Европе носят фрагментарный характер, тем более за пределами Европы), но широкая (по сравнению с тем, что стало нормальным в нашей цивилизации) распространенность инфантицида даже в христианской Европе, кажется, особых сомнений у специалистов не вызывает.
Очередной лист исписан ноя 22 2017, 8:22 pm GMT.