?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
о великом покаянном и прочее 
14-мар-2016 04:38 pm
баловство
— Сейчас будем «плакати окаянного жития деяния», — Лизи засмеялась, а потом вдруг посерьезнела. — Слушай, а ты можешь объяснить… Я никогда не могла понять: а чего их «плакати»-то? Я вот, когда программирую, бывает, напорю что-нибудь, никто же ведь не совершенен, правда? Ну, так я возьму, сяду и исправлю! То есть, если ты что-то не так сделал — возьми да исправь, посмотри, в чем ошибся, сделай, как надо, старайся в будущем не повторять, и все дела… С какого перепугу надо плакать-то при этом? Что, если я найду баги в программе и не исправлять их стану, а сяду перед компом и стенать начну: «О, какая я тупая, какой я бездарный программист!» — от этого что, баги исчезнут? А грехи-то почему исчезать должны, если о них плакать?

Дарья расхохоталась. «У Лизи, как всегда, свежий взгляд на православную жизнь!» — подумала она и ответила:

— Не знаю. У святых написано, что «плачем очищаются грехи», но как это происходит, я не могу сказать. Может, имеется в виду, что если все время плакать о грехах, то уже не будет желания грешить…

— А-а, то есть если все время рыдать, какой я тупой программист, то уже некогда будет написать программу, а если ничего не писать, то и ошибок не будет? — Лизи хмыкнула. — А чего, нашему Ионе такое бы понравилось, точно!

— Ионе?

— Да есть у нас в «Гелиосе» такой молодчик, работать не любит, учиться тоже…

— Как же он к вам попал?

— Студент, практику проходит… Практик из него — ноль!

— Как и из православных, — пробормотала Дарья.

— Ты тоже считаешь, что от православных практик мало толку? — Елизавета посмотрела на нее с любопытством: видимо, не ожидала от Дарьи такого смелого заявления.

— Да, как-то в последнее время мне кажется… Ну, не знаю, может, у кого-то и много от них толку, но лично по себе я этого не вижу. Знаешь… я на самом деле почувствовала себя свободней… и даже ближе к Богу… когда как раз перестала сокрушаться по поводу грехов. Просто да, как ты говоришь, я понимаю, что совершила ту или иную ошибку, грех — ну, что поделать, так вышло, а теперь надо просто не повторять этого и всё. А рыдать и считать, что я ужасная и недостойная, в этом пользы нет… И вот, когда я это поняла, почувствовала… мне как-то легче жить стало. Спокойнее и свободнее. И молиться легче. Так что я теперь даже и не знаю, зачем все это самоукорение, стенания… Какое-то просто накручивание себя получается…

— Вот! Точно, самонакрутка это все! — согласилась Лизи. — Я и не могла никогда взять, какой в этом толк… По-моему, это психозом попахивает, а исправляться не помогает вовсе! Так вот мне и любопытно — к чему все эти стенания? Ведь каждый год этот Великий канон читают — то есть это нам предлагается все это на себя примерять, так?

— В общем да.

— А как это? Я не понимаю! Я, знаешь, не ходила на него, хоть Пан все время зазывал и сокрушался, что я не иду, ну, а в прошлом году решила сходить — прямо любопытно стало, Пан-то ведь так его хвалил всегда: «одно из гениальнейших произведений нашей святой гимнографии», «великая поэма сокрушенной души», «восстанавливает правильное духовное мироощущение»… Ну, думаю, пойду! Не, он, конечно, красивый, да, метафоры все эти, поэзия… Но, слушай, это все красиво, пока воспринимаешь это как поэзию! А если это как молитву воспринимать, то есть на себя примерять, то… как я могу, например, искренне считать, что я «согреших паче всех человек», «оскверних плоти ризу» и всякое такое?! Ну, не могу я себя считать грешней какого-нибудь серийного убийцы или грабителя, хоть убей! И «плоти ризу» — это чем я ее «оскверних», тем, что с мужем любовью занималась? Или каким-нибудь пирожным с кофе насладилась? Я в этом каяться что ли должна? Это и есть «правильное духовное мироощущение»?! — Лизи возмущенно засверкала глазами. — Вот, слушай, как это? Сначала нас венчают, благословение Божие призывают, а потом мы должны каяться, что живем вместе, потому что это «плотская сласть» и мы «осквернили ложе»?! И, мол, мы ходим «в нощи греха» и все такое… Ну, не чувствую я себя в нощи греха, так что мне теперь, убиться об стену?! Я в храме когда все это слушала, так подумала: может, не поняла чего, все-таки язык не всегда простой, так я потом дома нарочно в сети нашла текст канона и еще раз поглядела, так еще больше нашла странного, чем на службе уловила. Там еще круче — что в жизни вообще нет греха, которым бы «аз не согреших»! Этот Андрей Критский — он серьезно это писал или прикалывался? Я не пойму чего-то! Он же святой вроде был, да? Ну, и как он мог всерьез считать, что согрешил всеми возможными грехами? Он там говорит, что, мол, вместо реального падения у него «страстный помысел»… Ну, хорошо, так он что, мысленно впадал во все грехи — младенцев, там, душил, женщин насиловал, убивал кого-то, грабил, мечтал о жизни маньяка? А если нет, с какого перепугу он такое говорит? Это прямо… какое-то самолюбование наоборот выходит: смотри, Господи, какой я грешный, а я еще и вот такой, и вот этакий!..

— Не знаю, Лизи! — вздохнула Дарья. — Может, он писал это не от себя, а как бы от лица всех людей вообще, которые Богу каются в грехах?

— В воспитательных целях, что ли? Ну, не знаю… Тоже выглядит как-то… В общем, послушала я это все и сказала, что больше на этот канон не пойду. Не могу я такое на себя примерять, это лицемерие, притворство! Я вот, может, позавидовала кому или на Пана раздражалась, набурчала, или сегодня Иону позлословила — вот это я могу сказать, что мой собственный грех, и то я плакать об этом не собираюсь, что толку-то? Просто постараюсь в другой раз прикусить язык — получится, хорошо, не получится — тоже не трагедия, может, получится в другой раз. А стенать о том, что я впала во все грехи на свете — увольте, это не для меня! Да и что, Богу что ли нужно, чтобы мы в молитве Ему притворялись, лгали, навешивали на себя чужие грехи? Бред какой-то! Нет, Пан как хочет, но такое «покаяние» не по мне!

— Я тебя понимаю, — призналась Дарья. — Я тоже в этом каноне не могу все произносить как от себя. Но я стараюсь выбирать: что отзывается во мне, то мое, а остальное… можно и мимо ушей пропустить, — она усмехнулась. — Там ведь все-таки много и такого, что каждый может на себя примерить.

— Только эти бы вот стенания о всех грехах мира оттуда выкинуть и еще кое-что, и было бы окей… Ну, ладно, давай выпьем за разум! Благочестие, может, и хорошая вещь, но только если голову не отключать при этом!

— Это точно! — засмеялась Дарья.

(отсюда :))
Схолии 
15-мар-2016 09:58 am
у Вас понятия о грехе совершенно нехристианские какие-то.
(Удалённый комментарий)
15-мар-2016 01:05 pm
Приношу извинения, что вмешиваюсь в разговор, но (коль скоро Вы уже сами заговорили о своем понимании греха, как о лютеранском), но не могу не заметить - каждая религиозная традиция - это определенный целостный взгляд на вещи (и не-вещи). Экспериментировать, выдирая кусок отсюда, другой оттуда, и пытаясь самостоятельно их склеить во что-то новое, довольно опасно. Говорю об этом с полным правом, так как сам этим частенько занимаюсь :)

Конечно, иногда может получиться что-то жизнеспособное, но чаще удается собрать только нежизнеспособных уродцев. Иногда же выходит и вовсе опасный франкенштейн. Вот Вы, как мне кажется, собрали именно франкенштейна. Вы взяли лютеранское понимание греха, но почему-то не взяли лютеранское учение о "радостном обмене". А дальше события начинают развиваться по неумолимым законом лютеранской Вселенной, которую Вы сами выбрали для своей "духовной прописки". Не практикуя радостный обмен, невозможно иметь спасающей веры. А не имея спасающей веры, в лютеранской Вселенной невозможно находиться нигде, кроме как в аду.

Другими словами - или откажитесь от лютеранского понимания греха, или примите во внимание предельно серьезное предупреждение Лютера - нельзя, категорически нельзя представлять Христа грозным судьёй! Это путь к погибели! Христа можно представлять только (!!) как спасителя грешников, в духе Рим. 5:6-9.
(Удалённый комментарий)
15-мар-2016 02:35 pm
1.Разумеется, я помню, какой точки зрения Вы придерживаетесь. Я только уточняю, что она совершенно не лютеранская - напротив, с точки зрения Лютера и всего классического лютеранского богословия она ложная, пагубная, и т.п.

2. Вот! У Вас получается, что надо быть спасаемым, и тогда будешь видеть милосердие. А в лютеранстве ровно наоборот - надо видеть милосердие, причём видеть его - это и значит быть спасаемым. Лютеранская "уверенность" - это уверенность не в "собственном спасении", а в милосердии Христа.
15-мар-2016 02:01 pm
«Не приходите в страх, слыша о добродетели, не смущайтесь при ее имени. Она не далеко от нас, не вне нас образуется; дело ее в нас, и оно легко, если пожелаем только. Эллины, чтобы обучиться словесным наукам, предпринимают дальние путешествия, переплывают моря; а нам нет нужды ходить далеко ради царствия небесного, или переплывать море ради добродетели. Господь еще прежде сказал: царство небесное внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Поэтому, добродетель имеет потребность в нашей только воле; потому что добродетель в нас, и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с ее естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою. Посему и Иисус Навин, заповедуя народу, сказал:исправите сердце ваше к Господу Богу Израилеву (Нав. 24, 23); и Иоанн говорит: правы творите стези ваши (Мф. 3, 3). Ибо душе быть правою значит — разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в каком она создана. Когда уклоняется душа и делается несообразною с естеством, тогда называется это пороком души. Итак, это дело не трудно. Если пребываем, какими созданы, то мы добродетельны. Если же рассуждаем худо, то осуждаемся, как порочные. Если бы добродетель была чем-либо приобретаемым отвне; то, без сомнения, трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас; то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу, как приятый от Него залог, чтобы признал Он в ней творение Свое, когда душа точно такова, какою сотворил ее Бог».
(св. Антоний Великий)
Очередной лист исписан июн 19 2018, 6:29 pm GMT.