?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"проклятая книжка" 
26-сент-2016 07:17 pm
Matrix
Монашество в этой книге ["Лествица"] представало какой-то панацеей, единственным спасительным и разумным выбором человека, избавлением от всех тягот, страстей и бессмыслицы «мира», оно позволяло в кратчайшие сроки угодить Богу и приблизиться к Нему, получить ответы на все вопросы, отмолить свои грехи и грехи мира, обрести мир души и много чего еще. Меня не смущало, что книга написано в шестом веке, для монастырей соответственно того времени. Я читала этот труд человека, который сам никогда не жил в общежительном монастыре - в предисловии об этом говорится. Он жил отшельником, сам по себе, а книгу написал по просьбе своего друга игумена. Сейчас, после стольких лет, я думаю: почему же до сих пор эту проклятую книгу, написанную много веков назад, которая может только заморочить голову современному человеку, продают во всех лавках и магазинах? Кому выгодна эта рекламная компания общежительного монашества сейчас, когда монастыри так разительно отличаются от тех, что описаны в этом рекламном проспекте? (с)
Почитала несколько отрывков из этого длинного рассказа - прекрасная иллюстрация к тому, почему монастыри надо все позакрывать и монашество как институт полностью упразднить. Это же вообще капец, что там творится. Счастье мое, что я этого избежала - а ведь могла бы то же самое претерпеть, у меня же было все точно так же: воцерковление, благочестивые книжки, изменение взгляда на жизнь (все вокруг грех, кроме церковного), конфликт с родителями, желание уйти в монастырь, итп, итп. Меня спасло то, что о. Александр, которого я избрала в духовники с тем, чтобы "слушаться во всем", категорически запретил мне думать о монастыре, пока я не окончу Университет (который я уже вознамерилась было бросить ради монашества). Ну, а через пять лет уже много чего поменялось, так что в монастырь я так и не попала. Кстати, "Лествицу" о. Александр мне тоже запретил читать, умный был человек! Воистину "проклятая книга", как, впрочем, и многие другие того же рода. Их надо отправить в закрытый фонд и выдавать только патрологам и историкам христианства, а самим христианам - разве что после 40 лет, но ни в коем случае не в молодости.

Кстати говоря, эти ужасы - вовсе не признак якобы упадка нынешнего времени. Большинство общежительных монастырей всегда были такими, не стоит обольщаться, будто в древности там было сильно лучше. На самом деле вполне кошмарный институт, испоганившийся уже спустя лет 100-200 после появления первых монахов в Египте. После этого были, правда, попытки сделать из него что-то приличное, но, я бы сказала, не слишком удачные. Взять даже моего любимого Феодора Студита - он провел монашескую реформу, упразднил в монастыре использование рабов (да, было и такое, и потом опять вернулось, только уже больше в виде крепостных крестьян и приписных земель) и заставил монахов работать везде самим. Но в целом эта жизнь и в его обители была кошмарно армейской, в стиле "туда нельзя, сюда нельзя". Сломал перо в гневе - епитемия с поклонами, согрешил посильнее - пост с поклонами, еще посильнее - карцер (а то даже и розги, если я не ошибаюсь), а уж сексуальная тема это вообще песня - в поучениях ФС постоянно муссируется: не уединяйтесь друг с другом, не заводите особой дружбы, не касайтесь тайных членов, итп, итп. Вот почитаешь все это да и подумаешь: нафига эти люди шли в монастыри? Завели бы себе бабу, рожали детей и не мучились бы! Что им не жилось? Не иначе из-за "проклятой книги" или там какого-нибудь досужего проповедника с уверениями, что монашество это панацея и лучший путь богоугождения... (Впрочем, в те времена в монастыри еще шли, чтобы избавиться от военной службы или на более легкую жизнь - в крупных богатых монастырях жилось легче, чем простым людям в миру.) - И это ведь Студий был одним из лучших монастырей своего времени! Что творилось в "обычных", можно почитать в византийских стихах и других источниках. Но тем не менее православные с упорством повторяют, что монашество это великое дело, панацея и пр. Сколько на этом раньше и сейчас было сломано жизней, страшно подумать.

Вообще, православные живут в мире иллюзий. О монашестве и его великости и спасительности судят по очень немногим святым, которые стали подвижниками, да еще по большей части провели значительную часть жизни на начальственных должностях (игумены, епископы). Вот, мол, они подвизались так-то и так-то и достигли ого-го. Но кто при этом думает о тысячах и тысячах простых монахов, которые безвестно канули в лету - которых чморили, которые годами мучились, но так ничего особо и не достигли в духовном плане, которые, возможно, даже вообще с ума съехали и умерли от этих сомнительных подвигов? Но зачем нам думать об этом мусоре истории, когда у нас есть Иоанн Лествичник и Феодор Студит? Ну конечно.
Схолии 
26-сент-2016 04:53 pm
А все-таки прямо и в лоб вопрос. Вот встретится Вам завтра конь на белом принце принц на белом коне, плюнете Вы на обеты и пойдет замуж? Если монашество в корне ошибочно, зачем за него держаться?
26-сент-2016 07:13 pm
старовата я уже для принцев )) и едва ли под мои запросы таковой обрящется, особенно в РФ.
и кто Вам сказал, что я считаю в корне ошибочным монашество как таковое? я о монастырях говорю. а монашество как образ жизни монашества как института не требует, это дело личного отношения человека с Богом.
27-сент-2016 08:21 pm
Получается, по-Вашему, монашество хорошо, но есть некоторые перегибы?
Это почти как мысль, что идеи коммунизма прекрасны, только Сталин (Хрущев, Брежнев, Горбачев - нужное подчеркнуть) все испортили?
Мне вот кажется, что монашество изначально было хитроумной диавольской сетью, в которую историческая Церковь запуталась. Не заповедовал Иисус человеку жить одному, не учил уходить в пустыни и пещеры; да и как можно реализовать любовь к ближнему, спрятавшись от ближних?
Строго ИМХО, разумеется)))
27-сент-2016 08:44 pm
монашество не хорошо и не плохо, это индивидуальное состояние души, которое может быть для человека хорошо только в случае непосредственного божественного призвания на такую жизнь, и которое не требует жизни в пустыне как таковой (ну, разве что ты законченный социофоб). а проповедь монашества как идеала христианской жизни вообще, для всех т.е., к чему якобы любой христианин должен стремиться, это преступление против человечества, плод коллективной гордыни монахов.
26-сент-2016 06:28 pm
Именно. И вот ещё: мы вообще любим ссылаться на святоотеческую литературу, на примеры святых, но кто знает, что это были за люди на самом деле? Вполне возможно, что эту самую игумению, о которой рассказывает несостоявшаяся монахиня, через какое-то время тоже будут почитать святой, акафист ей сочинят... То есть стоит ли вообще доверять каким-либо авторитетам, кроме евангельских?..
26-сент-2016 07:18 pm
ну, о некоторых святых можно судить по их собственным сочинениям. Феодор Студит был очень симпатичным как человек и деятель. но в его монастыре я бы жить не смогла ))
если уж на то пошло, Евангелие это тоже рассказы, причем даже не всегда очевидцев, а записанные со слов очевидцев, да еще до записи прошедшие обработку устным преданием. собственно, как и вообще любая история. историки опираются, к примеру, на хроники прошлых лет, но мы точно так же далеко не всегда можем сказать, было ли все так, как там написано, или нет. а на то, чтобы выяснять, что в жизни святых правдоподобно, а что нет, есть критическая агиография. есть жития более-менее исторические, а есть откровенные романы.
27-сент-2016 08:19 pm
кстати, в России монастырским крестьянам жилось гораздо лучше, чем помещичьим (а еще лучше - государственным), так что про крепостных рабов - это атавизмы советской пропаганды ))
27-сент-2016 08:45 pm
в данном случае не важно, как им жилось. важно то, что монахи жили как трутни за счет чужого труда.
5-окт-2016 11:07 am

"Относительно монастырей я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которые в настоящее время осуществить невозможно. Богом установленный монашеский подвиг отъемлется с лица земли по неисповедимым судьбам Божиим, пред которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать. На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не его собственным изобретением.

Монастыри обратились в пучины, в которых повреждаются и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат.

Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания. Весьма часто актёрскою наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актёров. Важность – в христианстве, а не в монашестве"

свт. Игнатий Брячанинов

Edited at 2016-10-05 11:07 (UTC)
Очередной лист исписан ноя 21 2017, 10:16 am GMT.