?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"радуйся, живоносный кресте" 
Схолии 
31-мар-2019 01:17 pm
Ничем не прикрытое язычество. Я при домашнем чтении все стихиры и тропари, где к Кресту обращаются в звательном падеже, просто опускаю
31-мар-2019 04:05 pm
Вот кому вы все эти простыни пишете? Многоученой Кассии? Она это знает. Мне? Я тоже с апологиями иконопочитателей знаком. Все эти "многабукафф" разбиваются о принцип единобожия и первые две заповеди Декалога.
(Удалённый комментарий)
31-мар-2019 05:49 pm
Знаете ли, если выбирать между православием и библейским монотеизмом, я однозначно выбираю монотеизм. Ваши простыни мне также интересны, как Исайе или Иеремии доводы язычников.
И Вам не болеть)))
31-мар-2019 02:44 pm
Странно, что это пишет вроде бы православная монахиня. Уж извините.

В православном богословии Крест Господень - синоним нетварных божественных энергий. Они, по святоотеческому учению, есть Сам Бог. Обращаясь ко Кресту (Распятию Господню), мы обращаемся к Богу. Обращаясь в молитве к Кресту, человек обращается к Богу. Самим Богом Крест конечно быть не может. Не Бога на "боге" распяли.

Есть масса аналогичных обращений к неодушевленным предметам еще в Ветхом Завете. Например, здесь, но не только.

60 Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки.
61 Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
62 Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
63 Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
64 Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
65 Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
66 Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
67 Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
68 Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
69 Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
70 Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
71 Благословите, лед и мороз, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
72 Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
73 Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
74 Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.
75 Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
76 Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.
77 Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
78 Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
79 Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.
80 Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
81 Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.
82 Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
(Дан.3:60-82)
31-мар-2019 02:46 pm
Рассматривает ли Православие Крест как некий живой организм, способный мыслить, чувствовать, суверенно принимать решения и действовать?..
У многих православных христиан, начинающих познавать христианскую сокровищницу молитвословий и старающихся вникать в смысл молитв, при чтении молитвы ко Кресту может возникнуть вопрос: «Почему в молитве мы обращаемся прямо к Кресту, к Древу как к личности»?
Действительно, в православной богослужебной традиции существует множество молитвенных воззваний, связанных с воспоминанием Крестной Жертвы Христа Спасителя, и очень часто такие воззвания содержат прямые обращения к Кресту Господню. Самый яркий пример – молитва Честному Кресту, помещенная в молитвословах в конце вечерних молитв, начинающаяся словами «Да воскреснет Бог…», в которой мы просим: «О Всечестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми (т. е. мне) со святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь». При чтении этой и других молитв может показаться, что Православие рассматривает Крест как некий живой организм, способный мыслить, чувствовать, суверенно принимать решения и действовать. Но, конечно же, это не так.
31-мар-2019 02:47 pm
Для правильного понимания сути вопроса необходимо осознать, что православная богослужебная традиция является выражением глубинного опыта жизни Церкви во Святом Духе, что молитва – это не только и не столько перечисление перед Богом наших просьб, не список необходимых или желательных для нас вещей, направляемых в небесную канцелярию. Молитва – это прежде всего таинство общения творения со своим Творцом, это великий акт богопредстояния творения, созерцание милости Божией, пребывание в лучах нетварного Божественного света, это полет души человеческой, сотворчество Творцу, это акт причастия токам Божественной жизни. И, конечно же, нельзя упростить это великое таинство, свести его к формальности, в область сухой арифметики.
Необходимо также отметить, что православной молитвенно-богослужебной традиции уже больше двух тысяч лет, и она строилась на основе ветхозаветной традиции молитвы, на основе классической античной филологии, эллинистической греко-сирийской литературы, впитывая в себя все лучшее, что рождала душа человека, устремленная ввысь, к Творцу, переплавляя все эти достижения человечества в горниле церковности, в огне Святого Духа.
Несомненно, молитвенные произведения – это образцы высокой поэзии. Чтобы подтвердить этот тезис, достаточно вспомнить, что впервые организованная систематическая рифма встречается именно в церковном молитвенно-богослужебном произведении – Акафисте Пресвятой Богородице. Естественно, в поэзии существуют особые средства, способные придать определенный динамизм и эмоциональную окраску произведению человеческого духа – это так называемые тропы и фигуры. Одним из таких средств является олицетворение, т. е. передача неодушевленным предметам или явлениям свойств и действий предметов одушевленных. Самым ярким примером использования олицетворения в Библии является обличительная речь святого пророка Моисея Боговидца, помещенная в 32-й главе библейской Книги Второзаконие, в которой пророк призывает небо и землю в свидетели своим словам: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Исх. 32:1). Святитель Григорий Богослов, покидая Константинополь и произнося последние слова утешения пастве, обращается с прощанием и к своему храму, где он служил на протяжении многих лет. Конечно же, ни пророк Моисей, ни святитель Григорий не считали землю или храмовые стены одушевленными личностями. Они говорили на языке своей эпохи, языке образном, поэтичном, желая подчеркнуть значимость того или иного явления в личной или общественной жизни, придавали этому предмету или явлению свойства предмета одушевленного.
Точно таким же олицетворением является обращение к Кресту Христову в православной молитвенно-богослужебной традиции, в молитве честному Кресту. Как и все молитвословия Православной Церкви, эта молитва сохраняет строгую Христоцентричность. Центр любого православного воззвания – Бог. Если мы внимательно вслушаемся в слова этой молитвы, то поймем, что мы просим о том, чтобы Крест сохранял нас «Силою на Тебе (т. е. на нем, на Кресте) распятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю и даровавшаго нам тебе, Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата». Таким образом, источник чудесной силы крестной – это Сам Бог, распятый на Кресте, и именно к Нему обращена молитва, нашедшая свое выражение в прекрасных поэтических формах.
Протоиерей Андрей Николаиди.
Из правлайфа.
31-мар-2019 02:48 pm
Вопрос:
В молитве «Да воскреснет Бог…» есть такие строки: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Почему происходит обращение к предмету (ко кресту) как к одушевленному лицу? Не является ли это поводом для упреков в идолопоклонстве? Благодарю!
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом (Пс. 67: 2-4). Святитель Афанасий Великий пишет: «Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы. 67). Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой. Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым:
– Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16: 32).
– Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7-8).
– Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49: 13).
– Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это (Иоиль 2: 21).
– Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен (Ис. 23: 1).
– Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» (Ис. 23: 4).
– И покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис. 24: 23).
Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве».
31-мар-2019 02:49 pm
Укоряют они нас и за поклонение кресту. Вновь обратимся к священным текстам. Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням?
– Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6).
– А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. (Пс. 5: 8).
– Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98: 5).
– Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (Пс. 131: 7).
– Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2).
– Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11: 21).
Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).
Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий.
Из православие ру
31-мар-2019 02:50 pm
Об этом очень подробно и интересно у о. Павла Флоренского в "Философии культа", почти в начале книги.

Итак, пусть пред вами некоторое сочетание деревянных брусков. Это «обыкновенное», «здешнее», «тленное». Но: «Крест Твой, Христе, аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою и чувственне мирови являемь, умно наше чудотворит спасение, ему же кланяющеся, славим Тя, Спасе, помилуй нас» (Октоих, гл<ас>5–й, вторник, вечер. Стиховн<а>, стих<ира>2–я){32}.
«Аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою», «чувственне мирови являемь, умно наше чудотворит спасение» –вот типичные формулы всякого Культа, всякого его отдела, всякой его части, где бы, когда бы и в чем бы культ ни проявлялся. Соприкосновение «видимого» и «божественного», «чувственного» и «умного», т. е. умопостигаемого, ноуменального, трансцендентного, –таков характерный и основной признак Культа. В этой антиномии горнего и дольнего завито существо культа со всеми его последствиями. Последствия же, суммарно, –в том, что «видимое» и «чувственное», по своей существенной связанности с «божественным» и «умным», оказывается направляющим нашу деятельность по путям, необычным и несвойственным «видимому» и «чувственному», как таковому. Движение крестного знамения есть внутреннее противоречие, ибо всякое движение должно иметь определенность направления, к своей цели, а это движение, как бы устремившись к цели, свое устремление потом отрицает. И тем не менее, это внутренне–противоречивое движение в культе, как в дальнейшем увидим, господствует. Сопряженная с чувственной, духовная сила изменяет и чувственное, понуждая его быть не таким, каким было бы естественно ждать его как обособленного. Так, невидимая, но могучая, –дружка двойной звезды отклоняет свою светлую и видимую пару от свойственного ей прямолинейного равномерно–поступательного движения и заставляет двигаться криволинейно и неравномерно, чертя петли.
Возвращаясь к нашему примеру–креста, – мы можем отметить: разве служение, воспевание, поклонение, лобызание, каждение, возжигание свеч и лампад достоит кускам дерева, каковыми, видимо и чувственно, является крест? Но что же сказать тогда о молитвенных к нему обращениях, о призываниях его, обнаруживающих, что пред нами – не кусок дерева, а живое, пренебесное существо, могущее защищать нас и помогать нам, по нашему к нему призыву? Крест Честный – нам не безличное оно, и не он даже, но Ты. А то, что для другого может быть Τ ы, в себе и для себя есть Я – т. е. лицо, существо разумное и духовное.
...
(следует около 25 примеров из богослужебных обращений ко Кресту)
...
Итак, воистину и существенно, а не риторически и произвольно, необходимо, а не условно – Крест может именоваться Τ ы; а раз может, то и должен, ибо нельзя у Лица похитить присущую ему личность. И если мы хотим сколько-нибудь подойти к богослужению, мы должны брать его таким, каково оно есть, не спеша приводить все к пошлому уровню речей вседневных, богослужебные тексты должно принимать в полной серьезности и буквально. Канон Честному Кресту – творение св<ятого>Григория Синаита {56} – весь состоит из обращений ко Кресту как существу живому.
....
(следует пример из жития Андрея Юродивого)
...
31-мар-2019 02:51 pm
«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4, 7), – воскликнул словами псалма Андрей Юродивый (а по русскому переводу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи»), – явился же ему Крест. Старообрядцы, при чтении сих слов псаломских, все вместе творят на себе крестное знамение. Значит: явление света лица или знаменование света лица Господня и есть явление Креста, т. е. Крест есть свет лица Господня, или явление славы Его – слава Господня, или еще – созерцаемый, являемый миру образ Господень. А по образу Его – сотворен человек. Посему Крест есть человеческая природа, взятая на Себя Господом, в ее единстве и божественном отображении.
В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «…[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи– έμφάνησον–мне Себя, ибо я не могу видеть Тебя–θεωρήσαι σε». И тотчас–ευθέως–явился–ώφθη–ему Крест кристалловидный– ώς κρυσταλλοειδής–и послышался глас из Креста: «Я–Иисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «…». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (1–27), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 8–9){57}.
Неания просит Господа «показать Себя» –т. е. явить лице Свое–является же Крест, и Крест свидетельствует: «Я – Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении – и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев, – Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}.
Но человек–по образу Христа, и потому Крест и есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип Человека–Сама Пресвятая Троица:
πρωτότυπος – τύπος–εκτυπος {59}
Пресв<ятая>Троица–Крест–Человек.
Человек сотворен как ноуменальный Крест. Отсюда всякое высшее проявление человеческой природы–в крестообразном распростертии. Как скомканный бутон, сжавшись, сидит человек в чреве матери. Растет–и расправляется, как бутон– распускается. Цветение человеческого вида–прекраснейшее, что есть в человеке, человечное в человеке, – когда он крестообразно простерт. Это даже внешне–зрительно. Но еще более это таинственно–духовно. Воздеяние рук горе и крестообразное простертие ниц – вот два вида наиболее глубокой молитвы – раскрытия перед Господом и по Господу себя, а посему и богоуподобления.
.....
Богоуподобление есть крестоявление, осуществление в себе креста.
.....
Но более того. Крест–тип не только человека, но и всей вселенной, созерцаемой как единое Целое.
\\\
Ну и далее, сами ищите ссылочку на данную книгу.
Божьей помощи и простите.


31-мар-2019 06:02 pm - для sibeaster
слушай, безбожник sibeaster - иди покайся и уверуй во Христа как Спасителя и воплотившегося Бога и прими веру православную

а читать Писание и свв.отцов ты конечно же не можешь, хотя я дал цитаты, доказывающие правоту православия

Бог да будет тебе в помощь, в покаянии, и Кассии также

храни вас Бог
Очередной лист исписан июл 22 2019, 10:26 am GMT.