?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"радуйся, живоносный кресте" 
Схолии 
31-мар-2019 02:50 pm
Об этом очень подробно и интересно у о. Павла Флоренского в "Философии культа", почти в начале книги.

Итак, пусть пред вами некоторое сочетание деревянных брусков. Это «обыкновенное», «здешнее», «тленное». Но: «Крест Твой, Христе, аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою и чувственне мирови являемь, умно наше чудотворит спасение, ему же кланяющеся, славим Тя, Спасе, помилуй нас» (Октоих, гл<ас>5–й, вторник, вечер. Стиховн<а>, стих<ира>2–я){32}.
«Аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою», «чувственне мирови являемь, умно наше чудотворит спасение» –вот типичные формулы всякого Культа, всякого его отдела, всякой его части, где бы, когда бы и в чем бы культ ни проявлялся. Соприкосновение «видимого» и «божественного», «чувственного» и «умного», т. е. умопостигаемого, ноуменального, трансцендентного, –таков характерный и основной признак Культа. В этой антиномии горнего и дольнего завито существо культа со всеми его последствиями. Последствия же, суммарно, –в том, что «видимое» и «чувственное», по своей существенной связанности с «божественным» и «умным», оказывается направляющим нашу деятельность по путям, необычным и несвойственным «видимому» и «чувственному», как таковому. Движение крестного знамения есть внутреннее противоречие, ибо всякое движение должно иметь определенность направления, к своей цели, а это движение, как бы устремившись к цели, свое устремление потом отрицает. И тем не менее, это внутренне–противоречивое движение в культе, как в дальнейшем увидим, господствует. Сопряженная с чувственной, духовная сила изменяет и чувственное, понуждая его быть не таким, каким было бы естественно ждать его как обособленного. Так, невидимая, но могучая, –дружка двойной звезды отклоняет свою светлую и видимую пару от свойственного ей прямолинейного равномерно–поступательного движения и заставляет двигаться криволинейно и неравномерно, чертя петли.
Возвращаясь к нашему примеру–креста, – мы можем отметить: разве служение, воспевание, поклонение, лобызание, каждение, возжигание свеч и лампад достоит кускам дерева, каковыми, видимо и чувственно, является крест? Но что же сказать тогда о молитвенных к нему обращениях, о призываниях его, обнаруживающих, что пред нами – не кусок дерева, а живое, пренебесное существо, могущее защищать нас и помогать нам, по нашему к нему призыву? Крест Честный – нам не безличное оно, и не он даже, но Ты. А то, что для другого может быть Τ ы, в себе и для себя есть Я – т. е. лицо, существо разумное и духовное.
...
(следует около 25 примеров из богослужебных обращений ко Кресту)
...
Итак, воистину и существенно, а не риторически и произвольно, необходимо, а не условно – Крест может именоваться Τ ы; а раз может, то и должен, ибо нельзя у Лица похитить присущую ему личность. И если мы хотим сколько-нибудь подойти к богослужению, мы должны брать его таким, каково оно есть, не спеша приводить все к пошлому уровню речей вседневных, богослужебные тексты должно принимать в полной серьезности и буквально. Канон Честному Кресту – творение св<ятого>Григория Синаита {56} – весь состоит из обращений ко Кресту как существу живому.
....
(следует пример из жития Андрея Юродивого)
...
31-мар-2019 02:51 pm
«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4, 7), – воскликнул словами псалма Андрей Юродивый (а по русскому переводу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи»), – явился же ему Крест. Старообрядцы, при чтении сих слов псаломских, все вместе творят на себе крестное знамение. Значит: явление света лица или знаменование света лица Господня и есть явление Креста, т. е. Крест есть свет лица Господня, или явление славы Его – слава Господня, или еще – созерцаемый, являемый миру образ Господень. А по образу Его – сотворен человек. Посему Крест есть человеческая природа, взятая на Себя Господом, в ее единстве и божественном отображении.
В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «…[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи– έμφάνησον–мне Себя, ибо я не могу видеть Тебя–θεωρήσαι σε». И тотчас–ευθέως–явился–ώφθη–ему Крест кристалловидный– ώς κρυσταλλοειδής–и послышался глас из Креста: «Я–Иисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «…». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (1–27), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 8–9){57}.
Неания просит Господа «показать Себя» –т. е. явить лице Свое–является же Крест, и Крест свидетельствует: «Я – Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении – и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев, – Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}.
Но человек–по образу Христа, и потому Крест и есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип Человека–Сама Пресвятая Троица:
πρωτότυπος – τύπος–εκτυπος {59}
Пресв<ятая>Троица–Крест–Человек.
Человек сотворен как ноуменальный Крест. Отсюда всякое высшее проявление человеческой природы–в крестообразном распростертии. Как скомканный бутон, сжавшись, сидит человек в чреве матери. Растет–и расправляется, как бутон– распускается. Цветение человеческого вида–прекраснейшее, что есть в человеке, человечное в человеке, – когда он крестообразно простерт. Это даже внешне–зрительно. Но еще более это таинственно–духовно. Воздеяние рук горе и крестообразное простертие ниц – вот два вида наиболее глубокой молитвы – раскрытия перед Господом и по Господу себя, а посему и богоуподобления.
.....
Богоуподобление есть крестоявление, осуществление в себе креста.
.....
Но более того. Крест–тип не только человека, но и всей вселенной, созерцаемой как единое Целое.
\\\
Ну и далее, сами ищите ссылочку на данную книгу.
Божьей помощи и простите.


Очередной лист исписан сент 18 2019, 9:11 am GMT.