?

Log in

No account? Create an account
Монахиня Кассия — ἡ Κασσία μοναχή
обрывки рукописей
"радуйся, живоносный кресте" 
Схолии 
31-мар-2019 02:51 pm
«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4, 7), – воскликнул словами псалма Андрей Юродивый (а по русскому переводу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи»), – явился же ему Крест. Старообрядцы, при чтении сих слов псаломских, все вместе творят на себе крестное знамение. Значит: явление света лица или знаменование света лица Господня и есть явление Креста, т. е. Крест есть свет лица Господня, или явление славы Его – слава Господня, или еще – созерцаемый, являемый миру образ Господень. А по образу Его – сотворен человек. Посему Крест есть человеческая природа, взятая на Себя Господом, в ее единстве и божественном отображении.
В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «…[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи– έμφάνησον–мне Себя, ибо я не могу видеть Тебя–θεωρήσαι σε». И тотчас–ευθέως–явился–ώφθη–ему Крест кристалловидный– ώς κρυσταλλοειδής–и послышался глас из Креста: «Я–Иисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «…». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (1–27), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 8–9){57}.
Неания просит Господа «показать Себя» –т. е. явить лице Свое–является же Крест, и Крест свидетельствует: «Я – Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении – и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев, – Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}.
Но человек–по образу Христа, и потому Крест и есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип Человека–Сама Пресвятая Троица:
πρωτότυπος – τύπος–εκτυπος {59}
Пресв<ятая>Троица–Крест–Человек.
Человек сотворен как ноуменальный Крест. Отсюда всякое высшее проявление человеческой природы–в крестообразном распростертии. Как скомканный бутон, сжавшись, сидит человек в чреве матери. Растет–и расправляется, как бутон– распускается. Цветение человеческого вида–прекраснейшее, что есть в человеке, человечное в человеке, – когда он крестообразно простерт. Это даже внешне–зрительно. Но еще более это таинственно–духовно. Воздеяние рук горе и крестообразное простертие ниц – вот два вида наиболее глубокой молитвы – раскрытия перед Господом и по Господу себя, а посему и богоуподобления.
.....
Богоуподобление есть крестоявление, осуществление в себе креста.
.....
Но более того. Крест–тип не только человека, но и всей вселенной, созерцаемой как единое Целое.
\\\
Ну и далее, сами ищите ссылочку на данную книгу.
Божьей помощи и простите.


Очередной лист исписан июн 20 2019, 7:05 pm GMT.