Кассия (Татьяна) Сенина (mon_kassia) wrote,
Кассия (Татьяна) Сенина
mon_kassia

Categories:

про Св. Софию и придурков

Меня изумляют, чтобы не выразиться менее приятно, люди, которые говорят, что в превращении Св. Софии в мечеть нет ничего страшного, мол, "все равно это будет музей, только мечеть", "туристы все равно смогут все увидеть", "зато бесплатно", "нет особой разницы, мечеть или нет", и т.д. Можно еще простить такую глупость людям, которые никогда не бывали в Городе или были там один раз давно (но лучше б тогда они вообще молчали), но остальных, похоже, охватил стокгольмский синдром.

Нет, ИМЕЕТ значение, музей Св. София или нет. Музей не принадлежал никакой религии - и принадлежал всем. Он был нейтральной территорией, где можно было ходить, ни на кого не оглядываясь и ничего не опасаясь. Кто бывал в любой мечети, пусть даже самой растуристической, тот знает, что подобной атмосферы там в принципе не может быть - хотя бы уже потому, что вас заставят снять обувь, и что вы не увидите подлинного пола здания - он будет закрыт пыльным ковром. Теперь София принадлежит мусульманам, а все остальные там будут иметь статус приживальщиков, которым просто снисходительно разрешают туда входить, а не полноправных зрителей. "Зато бесплатно", да? Да я готова была бы и еще в два раза дороже платить, только бы там духу не было никаких ковриков, имамов и исламистов. В аэропорту вы проходите паспортный контроль и оказываетесь на нейтральной полосе - и вас охватывает такое прекрасное чувство свободы; вот так же было и в Софии. Она была нейтральной полосой. И ее уничтожили. Оккупировали.

Все эти прекраснодушные рассуждальщики, видно, не знают, что в большие мечети типа Голубой для туристов отдельный от верующих вход, так что вы в любом случае с порога - люди второго сорта. Что вас не пустят туда во время намаза. Что на вас будут коситься недовольно. Что за 13 лет, в которые я ездила в Город ежегодно, другой замечательный византийский памятник - храм Сергия и Вакха ("малая Св. София", как его называют) был окончательно испорчен в плане доступности и уюта: в прежние годы там можно было просто просидеть целый час и не хотелось уходить, там было изумительное по восприятию цельное пространство, можно было подняться на галереи и "повтыкать" там, можно было посидеть на "балкончике" напротив михраба, рассмотреть Юстинианову надпись по фризу и др. Теперь все пространство перегорожено заборами, ходить фактически просто негде - не важно, есть намаз или нет; галереи закрыты; балкончик закрыт; на паникадила навесили уродские вентиляторы. Итог - оттуда почти сразу хочется уйти, именно этого, думаю, исламисты и добивались. В последний свой приезд я "втыкала" в отреставрированном Пантократоре вместо Сергие-Вакхова, где теперь хочется только заплакать. Спасибо, конечно, что Пантократор отреставрировали и открыли туда всем доступ, но это мечеть и от византийского там только колонны да микроскопический кусочек мозаики. Когда я была там в первый раз много лет назад, туда еще неохотно пускали немусульман, и между намазами все было закрыто, но зато какие там были изумительные незаштукатуренные своды с византийской кладкой! Вы их больше не увидите никогда. Отреставрированный он даже близко не производит того впечатления, что я получила тогда.

Думаете, Софии участь Сергие-Вакхова храма не грозит? Только вот в последние два года там тоже все пространство перегородили заборами - в частности, больше не подойти, чтобы посмотреть с галерей поближе на Богоматерь и Архангела, - а прекрасный мраморный пол во многих местах застелили уродским серым линолеумом. Что касается реставрации, то там реставраторы и раньше занимались реставрацией не мозаик или еще чего-то действительно ценного, а щитов с сурами (сама видела, как они с лесов над этим работали - самая нужная вещь для реставрации в Софии, ну конечно!), а теперь и подавно не стоит ожидать усиленной заботы о византийском украшении храма. Говорят еще, теперь собираются мозаики как-то там затемнять во время мусульманских молитв, и занавесками закрывать - т.е. со вспышками, значит, фотографировать мозаики нельзя и приближаться к ним, а устраивать вот такие игры с освещением и ширмами перед ними махать по 5 раз на дню - нормально. ........ ............ ..................

Причем это происходит в городе, где мечети и так понатыканы на каждом шагу, в т.ч. огромные, в т.ч. огромная голубая напротив Софии, и в эти мечети никто по большому счету не ходит, они стоят пустые. Все эти звуки намаза, по пять раз в день разливающиеся из динамиков, собирают на молитвы хорошо, если несколько десятков человек в большую мечеть. В Сергие-Вакхов, например, и десятка не собирается днем, сама видела. Остальные верующие-верующие при звуках намазов вообще не реагируют, продолжая заниматься своими делами, от еды до торговли, так что на Аллаха им, в общем-то, начихать. И София им нужна вовсе не для молитвы, а чтобы смачно плюнуть на всех нас, верующих и неверующих, и вообще на все культурное человечество. Больше ни для чего.

Поэтому нет, я не собираюсь выражать никакой толерантности, никакого "понимания". Турки и так во многом погубили лучший византийский храм, уничтожив значительную часть мозаик, а нынешние теперь довершат начатое их дикими предками. Нет, я не желаю нынешним упразднителям музея ничего хорошего. Желаю им всего наихудшего, как и всем религиозникам, которые этому радуются. Будь они все прокляты.


PS: Забавно видеть там и сям обвинения в эмоциональности в связи с последними строками. Как будто эмоции это что-то плохое и не свойственное человеку, от чего надо скорее отказаться. Может, для кого-то идеал не человек, а деревяшка, штош, ну, а я предпочитаю быть человеком. Да, и я бы посмотрела на этих противников эмоций, когда у них кто-нибудь умрет, спалят дом, украдут дорогую для них вещь и т.п. - я бы посмотрела, удастся ли им отнестись к этой ситуации безэмоционально.
Tags: Κωνσταντινούπολις, Византия, Турция, музеи, памятники, рак мозга
Subscribe

  • еще одна моя статья вышла

    Tatiana A. Sénina (nonne Kassia). La survie de la doctrine iconoclaste de la connaissance de Dieu parmi les intellectuels byzantins au IXe siècle: de…

  • "Безвидный свет"

    Робер Бёлэ. Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции - книга в моем переводе наконец-то вышла,…

  • вышла моя статья

    «Не избитые за Христа»: изображение антииконоборческого сопротивления в житиях св. Иоанникия и св. Петра Атройского.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • еще одна моя статья вышла

    Tatiana A. Sénina (nonne Kassia). La survie de la doctrine iconoclaste de la connaissance de Dieu parmi les intellectuels byzantins au IXe siècle: de…

  • "Безвидный свет"

    Робер Бёлэ. Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции - книга в моем переводе наконец-то вышла,…

  • вышла моя статья

    «Не избитые за Христа»: изображение антииконоборческого сопротивления в житиях св. Иоанникия и св. Петра Атройского.