Кассия (Татьяна) Сенина (mon_kassia) wrote,
Кассия (Татьяна) Сенина
mon_kassia

Category:

про новую агиографию

Один френд жалуется на то, что научные книги типа последней Афиногеновской повергают его в шок. Мол, простор для сомнений в вере и адептов научного атеизма.
А вот я с этим совершенно не согласна. Т.е., конечно, по первости это может шокировать слегка, но это все же положительный момент, а не отрицательный. Лично я никогда не любила жития, набитые исключительно подвигами и зачастую очень маловероятными чудесами (вроде ношения собственной отрубленной головы, молока вместо крови из ран итп). И наоборот, мне нравятся жития, где святой предстает в какие-то моменты как подобострастный нам человек. Допустим, житие св. Мартиниана (который со свв. Зоей и Фотинией) или история св. Марии Египетской. Например, в то, что она ходила по воде, я верю безоговорочно - но мне кажется, в чем-то именно потому, что известно, от какой жизни и до какой она поднялась. Такие жития как раз способны воодушевить и вселить веру; а вот чтения о том, как человек от чрева матери постился по средам и пятницам и вообще "никогда нигде ничего", - это совершенно не вдохновляет и не трогает. Даже и восхищения не вызывает как-то.

Помню, когда я прочла у Доброклонского реконструкцию жизни св. Феодора Студита - причем на основе собственных слов святого о себе из писем и поучений, - из которой следовало, что он в юности вел довольно-таки бурную жизнь, а не как в житии говорится, что он был образцом благочестия, - так во мне прямо сразу потеплело, так сказать.

По-моему, для православия опасна - особенно в наше время - именно ирреальная агиография, нежели реальная. Когда видишь перед собой фантастический текст, то, конечно, можно сказать, что ты верующий и верь потому без рассуждения; но вряд ли это та вера, которая от нас требуется. Одно дело принимать какие-то вещи как символы, а другое, как буквальное описание. Последнее ведет в тупик, потому что фантазии часто легко разоблачимы, а вот дальше-то как раз для "слепой" веры возникает реальная опасность превратиться в полное неверие; или же такой человек будет упорно продолжать отрицать очевидные вещи и тем самым в глазах тех же людей, которым он должен бы проповедовать православие, прослывет просто двинутым шизиком и никого к вере не обратит.

Вообще, мне кажется, что сейчас у нас наступает век "новой агиографии", так сказать - не только для современных святых, но и для древних.

На самом деле реальная жизнь, со всеми ее переходами и тенями и непростым путем от тьмы к свету (а он простым и не может быть, ибо ставка велика, "ставка больше, чем жизнь"), - эта реальная жизнь гораздо интереснее и поучительнее, чем скучный агиографический шаблон, который часто ничего не говорит ни уму, ни сердцу. Святыми не рождаются, ими становятся - и не сразу, а проходя по стремнинам и пропастям, падая и вставая, и снова идя - вперед и вверх, выше и выше. А не просто - хоп! и уже на вершине. Не бывает такого - ни теперь, ни раньше.

Вот, например, прочитав в свое время книгу Польского про Новомучеников, я, помню, задумалась. Там рассказывается про свв. Лидию и Кирилла, "стража" ее. Очень сильный рассказ, я всегда плакала над ним, даже и вспоминать без слез не могу. И вот, такой момент. Ее мучают долго, требуют выдать "сообщников", т.е. других православных, - она кричит, плачет, но не признается. Это продолжается часами - а страж-красноармеец Кирилл стоит и слышит через дверь этот беспрерывный почти плач. Мучители спрашивают в недоумении: "Почему ты не признаешься? Ведь тебе же больно?" - "Да, больно, очень больно!" - "Так чего же ты не говоришь? Ведь еще больнее будет!" - "Не могу! Не велит!" - "Кто не велит?" - "Бог не велит!"

Сразу напрашивается сравнение со "стандартными" житиями мучеников, когда они никакой боли не чувствуют, смеются во время мучений и всякое такое. А почему, собственно? Христос-то "Той же и во веки", почему же это они тогда, во II веке, смеялись, а Лидия в ХХ-м - плачет? Почему им тогда было не больно, а ей - больно? А вот потому. Мученичество Лидии - это, безусловно, реальная вещь.

И потрясающий финал, когда для нее изобретает новое мучение, еще жесточе прежних, и тогда Кирилл не выдерживает, вбегает и начинает стрелять в мучителей, на шум прибегают другие, расстреливают Лидию и Кирилла, и уже умирая он говорит ей: "Святая, возьми меня с собой!" И она, тоже умирающая, улыбается и говорит: "Возьму!" Никакого тебе молока из ран или там гласов с небесе. А зачем они, собственно? Реальность - она всегда больше впечатляет, чем выдумки. По-моему, мученичество Лидии это едва ли не самое лучшее описание мученичества из всех существующих.

К чему это я. К тому, что новая агиография должна быть именно такой. И она гораздо полезнее для души. Вот, например, и роман это тоже род агиографии. Мне говорили, что некоторые люди возмущались на меня (за глаза, естественно, хе): мол, нельзя так о святых писать! А почему нельзя-то? А как можно? Родился, никогда не увлекался детскими играми, всегда только Богу молился, не привлекался, не осуждался, не падал духом, ни с кем не ругался, никогда не отступил, не оступился, не упал, не помыслил, не... А вот вы действительно верите, что так бывает? Я - нет. И какое назидание можно вынести из подобного описания жизни святого? А никакого, по-моему. Оно может вызвать исключительно ощущение столкновения с каким-то "параллельным" миром, происходящее в котором к тебе - реальному, страдающему от страстей, изнемогающему и падающему, - не имеет никакого отношения. Но это, в общем, и к действительности не имеет никакого отношения.

Светские ученые часто слишком зарываются в своих реконструкциях или ошибаются потому, что они неверующие и правильно интерпретировать факты не могут. Но спасибо им и на том, что они восстанавливают сами факты. А интерпретацией мы займемся сами :)

Что же до чтения светских, в частности, научных книг, то про это еще Плутарх хорошо сказал:
Тот, кто уверен в правоте слов: "Не умеющий мыслить от каждого слова приходит в ужас", будет избавлен от вредного влияния многого, сказанного неправильно и впустую. А для такого человека чтение поэзии уже безопасно.

Надо уметь мыслить.
Tags: "новая агиография"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments