Кассия (Татьяна) Сенина (mon_kassia) wrote,
Кассия (Татьяна) Сенина
mon_kassia

Categories:

"Ты гордость христиан и слава православных"

Все можно простить Царице, потому что итог подведен, и счет в Ее пользу.

Я, впрочем, не знаю, можно ли вообще говорить о "прощении". Мы не стяжали такого права - прощать им, ведь по сравнению с нынешним убожеством даже их ошибки и пороки кажутся великолепными, а ведь помимо них было много такого, чего нам и не снилось, и никогда не приснится. Про это можно только романы писать.

29 мая (11 июня по новому стилю), в день взятия Города, мы с генералиссимусом обсуждали идею того, что этот день надо как-то отмечать. Мне тоже приходило это в голову, но как это можно осуществить? Хорошо бы службу, но ведь это - не праздник. С. написал: "Ну, не праздник. Но в этот день Он родился в вечность?" Да, но как это изобразить? Мотив службы? "Земля Живых"? "Небесный Град", как предложил С.?

Претендовавшие быть наследниками Империи любили прилагать к себе эпитет "святой". "Святая Русь" так уж просто в зубах навязла, даже в службе русским святым упомянута - впрочем, к чести составителя, в том контексте, что она получила такое именование от просиявших в ней святых, а не как-то там иначе. Но именно в этом контексте как раз Византия достойна более всего и по преимуществу этого эпитета - ведь если бы не те святые, православия бы просто уже давно не существовало. Все богословие, вся борьба за догматы, вся аскетика - оттуда, не говоря о храмах и иконописи.

Если был на свете город, который по праву заслужил эти названия - Святой Город, Вечный Город, Небесный Град, - то это был - и есть - Константинополь.

И - я думаю о службе, да. Мне кажется, особенно сейчас это очень важно, когда вследствие общего и всестороннего убожества люди скоро вообще забудут, каким оно может - и должно - быть, православие.

Город был взят в день памяти св. мученицы Феодосии. Ее храм в Константинополе сохранился, сейчас это Gul Camii - мечеть Роз.


Турки ее довольно сильно перестроили, и снаружи вид у нее совсем не византийский, к тому же она окружена всякими домами по узким улочкам, так что вообще невозможно отойти на более-менее большое расстояние, чтобы снять общий вид. По преданию, где-то в крипте под этим храмом находится могила последнего византийского императора Константина, убитого при взятии Города в 1453 г., но турки это отрицают и говорят, что на самом деле там могила какого-то турка; впрочем, она все равно завалена и внутрь не попасть.

В путеводителе серии "Афиша" сказано, что мечеть открыта только во время молитвы, однако мы пришли в др. время, но она была тоже открыта; правда, когда мы туда вошли, турок, пылесосивший там ковры, был не слишком доволен, в особенности тем, что мы как-то не там (на полшага дальше, чем было положено, не на специальной сетке) сняли обувь при входе и стал так ругаться на нас по-турецки, что мы думали, он нас выгонит. Однако, он добился, чтобы мы сняли туфли там, где ему хотелось (показав на собственном примере и постучав себе по лбу, изображая нашу тупость :), а потом пустил. Но вскоре после нас туда ввалилась вообще целая толпа туристов, и турку стало не до нас. :) Он даже стул уронил:


Внутри еще можно разглядеть остатки былого великолепия - архитектурного, конечно, т.к. отделка вся уже турецкая.




Окна отуречены - с острыми верхушками, но все же!


Путеводитель передает две версии названия мечети: турки говорят, что там похоронен некией Гюль Баба; по др. версии, в день взятия Города, когда турки ворвались в храм, он был весь украшен розами в честь престольного праздника. Тоже символично для дня перехода Города в Вечность.

Tags: Κωνσταντινούπολις, гимнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments